Недельная глава Торы:
Вторник 21 Ноябрь 2017 г. 3 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Брак

ОБРЕЗАНИЕ
ВЫКУП ПЕРВЕНЦА
ПЕРВАЯ СТРИЖКА ВОЛОС
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
БРАК
РОДЫ
СМЕРТЬ
ПОГРЕБЕНИЕ
ТРАУР
Брак в иудаизме – Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Человек, создающий семью, активно участвует в неостанавливающемся процессе творения, происходящем в мире. Душевные силы этого человека являются источником, изливающим любовь и милосердие.

За некоторое время до свадьбы устраивают помолвку, скромное семейное торжество, на которое приглашают ближайших родственников и друзей со стороны жениха и невесты. Во время помолвки совершается киньян – в знак того, что жених и невеста приняли решение создать семью. Киньян совершают следующим образом: жених берет какую-нибудь вещь (как правило, платок или гартл) и слегка приподнимает ее. Затем эту вещь передают невесте, и она тоже приподнимает ее.

Существует обычай разбивать во время помолвки тарелку, которую матери жениха и невесты бросают на пол.

В дни между помолвкой и свадьбой принято сокращать число встреч жениха с невестой. Следует строжайшим образом избегать передачи подарков женихом в руки невесты. В последнюю неделю перед свадьбой жених и невеста не должны встречаться.

Свадьбы не устраивают в определенные календарные дни.

В субботу перед свадьбой жениха вызывают к Торе. После того, как жених произносит заключительное благословение, его осыпают конфетами.

Последняя суббота невесты перед свадьбой называется шабат кала ("Суббота невесты"). Эту субботу невеста проводит в семейном кругу. В этот день ее навещают подруги.

День, когда еврей и еврейка заключают между собой брачный союз, подобен Судному дню (Йом Кипур). Они постятся, зная, что Вс-вышний прощает им все предыдущие грехи. Пост продолжается до окончания церемонии бракосочетания. Жених и невеста читают книгу Псалмов Давида. Во время дневной молитвы в этот день жених произносит молитву Судного дня Аль хет.

Ктубу (документ, в котором перечисляются обязательства мужа и права жены) пишут днем в день свадьбы.

Текст ктубы:

Такого-то дня недели и такого-то числа такого-то месяца в такой-то год по сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в таком-то городе.

Свидетельствуем, что такой-то, сын такого-то, сказал девице такой-то, дочери такого-то: "Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля – а я буду обеспечивать и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар – двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире". И эта девица, госпожа такая-то, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре и т.д.

И соизволил жених, раввин такой-то, добавить в сумме…

И так сказал раввин такой-то, жених: "Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой ктубы и прибавки к этой ктубе. И даже этот плащ на моих плечах – залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века".

Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе принял на себя раби такой-то, жених, со всей строгостью подобных документов, как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословленной памяти.
И мы приняли киньян на это от раввина такого-то, жениха, для госпожи такой-то, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, – вещью, пригодной для совершения киньяна; и все это твердо и непоколебимо.

Бракосочетание совершают под специальным свадебным балдахином – хупой. Во многих общинах принято проводить обряд бракосочетания не в помещении, а под открытым небом – чтобы исполнить благословение: "И умножу потомство твое, как звезды на небе" (Берешит, 26:4)

Жениха и невесту (поочередно) подводят под хупу две супружеские пары, как правило, их родители. Жениха, взявши под руки, ведут отцы жениха и невесты, невесту – матери. Сначала под хупу подводят жениха, затем невесту.

Раввин, проводящий церемонию бракосочетания, произносит благословение над бокалом вина, затем благословение "Освящающий народ Свой, Израиль, хупой и кидушин" и дает жениху и невесте отпить вино из бокала. Затем жених, произнося "Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля", надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки невесты. После того, как жених надел кольцо на палец невесты, раввин зачитывает ктубу. Затем раввин вновь произносит благословение над вином, налитым в стеклянный бокал. После этого наиболее почетные гости произносят "шева брахот" (семь свадебных благословений).

Семь свадебных благословений:

Первое – над вином, потому что без вина нет веселья;

Второе – на сотворение мира, потому что в эту минуту для новобрачных весь мир вокруг обновляется;

Третье – на создание человека, словно он создан сейчас, сию минуту;

Четвертое – на супружескую пару, которую Вс-вышний соединяет в одно целое;

Пятое – на Сион и Иерусалим, которым Вс-вышний даст в будущем утешение и радость – потому что мы обязаны ставить Иерусалим во главу всякой радости нашей;

Шестое – благодарность за то веселье, которое Вс-вышний дарит жениху и невесте, и молитва о том, чтобы это веселье было полным;

Седьмое – благодарность Вс-вышнему за то, что Он дал нам отраду в нашем земном бытии, подарив нам радость и веселье жениха и невесты.

После окончания чтения "шева брахот" жених и невеста вновь отпивают вино из этого бокала. Затем кто-либо из присутствующих допивает остатки вина и передает жениху пустой стакан. Жених ставит стакан на землю и правой ногой разбивает его. Этим актом завершается церемония бракосочетания и начинается веселье, включающее в себя свадебный обед (ужин).

Но перед тем, как пройти в помещение, в котором проходит торжество, жених и невеста уединяются на какое-то время в хедер ихуд. Уединяются впервые в их совместной жизни. Суть свадебного веселья – исполнение заповеди веселить жениха и невесту.

На протяжении семи дней после свадьбы устраиваются праздничные трапезы в честь жениха и невесты, на которых произносят шева брахот.

Великий мудрец и толкователь Торы раби Акива дал интересную трактовку заповеди Вс-вышнего мужчине и женщине "быть единой плотью". Посмотрим, как пишутся на иврите слова "муж" (???) и "жена" (???). Если из первого слова забрать букву ?, а из второго ? (буквы, образующие имя Б-га), то оставшиеся буквы в обоих случаях образуют одно и тоже слово "??" – "огонь". То есть соединение мужчины и женщины без Б-жественного присутствия является соединением различных видов огня, который, разгоревшись, может сжечь этих людей. Но если Б-жественное присутствие имеется, то нет огня, а есть гармония.

Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.