Недельная глава Торы: ВАЕЦЕ
Понедельник 24 Ноябрь 2014 г. 2 Кислев 5775 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

ПОГРЕБЕНИЕ

ОБРЕЗАНИЕ
ВЫКУП ПЕРВЕНЦА
ПЕРВАЯ СТРИЖКА ВОЛОС
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
БРАК
РОДЫ
СМЕРТЬ
ПОГРЕБЕНИЕ
ТРАУР
Евреи, как и другие народы древнего Ближнего Востока, придавали огромное значение достойному погребению умершего. Пророки не раз угрожали грешникам, что они не будут похоронены. Значительное место в древних повествованиях о патриархах занимают рассказы о приобретении Авраамом пещеры Махпела как места для семейной усыпальницы. Достойно похоронить пришельца так же важно, как дать хлеб голодному и одежду нагому.

При похоронах основное внимание уделяется соблюдению правил ритуальной чистоты. Кроме того, в ритуале похорон ярко выражено стремление отдельного человека не потерять связь со своими предками и со своей общиной и после смерти – быть похороненными на земле отцов и, по возможности, рядом с ними. Так, Яаков завещал "Похороните меня с отцами моими" (кн. Быт., 49:29). Нехемия, наместник Иудеи под властью Персии, в изгнании желал вернуться в Иерусалим – "город отцовских могил".

Талмуд считает религиозной обязанностью еврея погребение тела и нееврея.

Постановление законоучителей о том, что праведник и грешник не должны быть похоронены рядом, легло в основу обычая выделять на кладбище особый участок для раввинов и праведников.

Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего, рассматривая это как выражения уважения к покойному (согласно Талмуду, лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Б-га). В Талмуде сказано, что немедленное погребение найденного тела – одно из десяти постановлений преемника Моисея – Иегошуа бин-Нуна; при отсутствии других людей это обязан исполнить даже первосвященник, которому обычно возбраняется касаться трупа.

Требование незамедлительного погребения из уважения к усопшему не означает, что нельзя несколько отсрочить похороны, для того, чтобы подобающим образом приготовить церемонию, позволить живущим в отдалении родственникам и друзьям проститься с покойным и т. п.; однако и в этом случае речь идет о нескольких часах. Длительная отсрочка погребения бывает, если смерть наступила в канун Субботы или Судного дня.

Обязанность погребения, в первую очередь лежащая на наследниках покойного, в конечном счете, распространяется на всю общину. С талмудических времен вошло в обычай многих общин хоронить мужчину в талите (талесе), которым он пользовался при жизни. В постталмудическую эпоху возник обычай заворачивать умершего в особую ткань – тахрихим. В тех странах, где это не регламентируется законом, евреи не пользуются гробами.

Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы усопший был захоронен "внутри земли". После смерти душа поднимается к Б-гу, а физическая оболочка тела, собрание химических элементов, окружающее душу, погружается в обширное хранилище природы.

Вс-вышний сказал Адаму: "Ты прах земной, и в прах возвратишься" (Бытие, 3:19). Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Тело свято и сжигание уничтожает ту "оболочку", в которую должна вернуться душа после прихода Мессии. Кремацию нельзя делать даже при желании вывести урну с прахом для погребения в Израиле, Святой Земле. Не следует и считаться с желанием покойного, даже если он еще при жизни просил кремировать его.

При похоронах и церемонии прощания все тело и лицо усопшего должны быть постоянно закрыты. Человек должен запомниться близким таким, каким он жил, а не безжизненным загримированным трупом.

Тело усопшего подлежит ритуальному омовению, совершаемому членами Хевра кадиша (погребальное общество). Быть членом Хевра кадиша, совершать омовение тела и провожать покойного в последний путь – почетная обязанность. Для этого обряда при большинстве традиционных еврейских кладбищ существует специальное помещение. В зависимости от пола покойного, омовение совершают мужчины или женщины.

Во многих общинах после прощания с телом родственники читают 91-й псалом "Живущий под кровом Вс-вышнего…" и произносят кадиш (поминальную молитву). Затем один из членов Хевра кадиша надрывает лацкан верхней одежды близких родственников покойного. Обряд этот называется криа. Затем родственники покойного проходят между присутствующими, которые стоят в два ряда и произносят: "Вс-вышний утешит Вас вместе со всеми, кто скорбит о Сионе и Иерусалиме".

По дороге к могиле принято по меньшей мере трижды остановиться и прочитать тот же псалом. В некоторых сефардских общинах принято семь раз обходить могилу. При опускании тела в могилу в ряде общин присутствующие произносят: "Да покоится он (она) в мире на одре своем", а затем засыпают могилу. Вновь читается кадиш.

Покидая могилу, в некоторых общинах принято бросать в ее сторону землю и траву, произнося: "Помни (Г-споди), что из праха мы". Покидая могилу, у многих принято класть на нее камешек. При выходе с кладбища омывают руки, не вытирая их.

На могиле покойного принято ставить памятник. Поскольку в духовном мире нет разницы между богатым и бедным, традиция считает нецелесообразным сооружение дорогого надгробия.

Не следует сажать рядом с могилой деревья, корни которых уходят глубоко в землю.

Детали погребальных обычаев и обрядов в различных общинах варьируются.

Издревле евреи диаспоры стремились быть погребенными в Эрец Исраэль. При этом надо помнить: иудаизм не одобряет перезахоронения. Уважительными причинами для него могут быть: перенесение останков с нееврейского кладбища на еврейское или с индивидуального участка на семейный; если покойный был похоронен в чужой могиле или на чужой земле; если могила не охраняется от возможного осквернения или может быть уничтожена стихийным бедствием (например, смыта водой); если могила была временной, и так было условленно при первом захоронении; если обнаружилось, что покойный при жизни желал быть похороненным в другом месте. В каждом конкретном случае решение должен принять авторитетный раввин.

Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.