Недельная глава Торы:
Пятница 24 Ноябрь 2017 г. 6 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

СМЕРТЬ

ОБРЕЗАНИЕ
ВЫКУП ПЕРВЕНЦА
ПЕРВАЯ СТРИЖКА ВОЛОС
СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
БРАК
РОДЫ
СМЕРТЬ
ПОГРЕБЕНИЕ
ТРАУР
"Б-г дал, Б-г взял и будет имя Его благословенно". (Иов)

Вера в бессмертие души – неотъемлемое и фундаментальное убеждение иудаизма. Земная жизнь – лишь этап на пути человека. Но этот этап определяет все, что произойдет с ним после смерти, после которой человек уже ничего не может изменить.

В Талмуде смерть выступает как переход от жизни в этом мире к другому: "Этот мир подобен коридору, ведущему в "Олам ха-ба" (дословно: "грядущий мир" ("Авот", 4:16). Для умершего смерть – это завершение его миссии в этом мире. После смерти душа покидает тело.

То, как человек умирает, и день его смерти считались значимыми и расценивались как определенный знак. Так, например, смерть в Субботу считается признаком безгрешности, благочестивости умершего. В момент смерти к благочестивому является Шхина, т.е. сосредоточение Божественного присутствия.

о рождение – не начало, а смерть не конец жизни души. Законоучители Талмуда полагали, что смерть – воздаяние за грехи ("Нет смерти без греха") и смерть – неизбежная доля человека, потому что нет безгрешных людей. Но смерть – это проявление естественного порядка в мире со времени его творения; грех лишь приближает смерть, а не служит ее причиной. Поэтому безгрешный человек живет предназначенный ему срок, либо даже большее число лет.

Согласно одному из доминирующих взглядов, Адам своим непослушанием внес смерть в мир; однако у народа Израиля была возможность стать бессмертным, когда он получил Тору на горе Синай, но он упустил эту возможность, впав в грех поклонения золотому тельцу.

Еврейская традиция предписывает уважение к смерти и покойному и требует исполнения его последней воли, если она не противоречит еврейской традиции. Талмуд устанавливает, что устное пожелание умирающего обладает такой же законной силой, как и письменное распоряжение; однако если есть письменное завещание, оно обладает приоритетом. Ради облегчения страданий умирающего разрешается нарушение Субботы. Умирающий не должен оставаться в одиночестве, а присутствие при последнем вздохе – важная заповедь (мицва).

Считается, что смерть наступает в момент остановки дыхания и констатируется по отсутствию пульса и зрачкового рефлекса. Тело умершего уподобляется поврежденному Свитку Торы, который уже не может служить Вс-вышнему, но сохраняет известную меру святости и требует уважения. С развитием практики пересадки органов вопрос о критерии констатации смерти приобрел особую актуальность. Религиозные авторитеты считают изъятие органов до прекращения дыхания и остановки деятельности сердца убийством умирающего, а аргумент о спасении жизни того, кому их пересаживают, недействительным в данном случае, т. к. закон гласит: "нет преимущества одной жизни перед другой".

Даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с его телом. Поэтому еврейская традиция резко отрицательно относится к посмертному вскрытию. Вскрытие разрешается лишь в особо оговоренных случаях после консультации с компетентным раввином. Если вскрытие неизбежно, надо категорически настаивать на том, чтобы любой орган или часть тела, которые были вынуты из него, должны быть захоронены вместе с телом.

Присутствующие при смерти произносят благословление (молитвенную формулу) "Благословен Судья истинный". Затем старший сын (или ближайший родственник) покойного осторожно закрывает ему глаза и рот, подвязывают нижнюю челюсть, располагает руки вдоль тела и закрывает лицо. Умершего кладут на пол ногами к дверям и покрывают простыней; у его изголовья ставят свечи. Все зеркала в доме завешивают или поворачивают к стене. Воду, находившуюся вблизи покойного, выливают. Усопшего нельзя оставлять одного вплоть до самых похорон как в будние дни, так и в Субботу. Возле усопшего вплоть до похорон читают Псалмы Давида.

Иудаизм отрицает право человека лишить самого себя жизни. Самоубийство – тяжкий грех. Хотя этот канон не абсолютен. Мудрецы приводят в пример смерть царя Саула, павшего на свой меч, чтобы не стать пленником филистимлян. Или самопожертвование защитников крепости Масада, которые предпочли добровольную смерть римскому плену и рабству. Но это лишь исключение…

Закон запрещает также "убийство из милосердия", т. е. намеренное приближение смерти страдающего и даже агонизирующего уже человека. Сказали Мудрецы: "Закрывающий глаза умирающему – как проливающий кровь" (Шаббат, 151б). В наше время есть достаточно средств поддержать жизнь самого тяжелого больного, облегчить его страдания.
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.