Недельная глава Торы:
Вторник 21 Ноябрь 2017 г. 3 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Комментарии к недельной главе Торы

ВАЭТХАНАН

Один из еврейских мудрецов говорил: "В грядущем мире все заповеди будут признаны недействительными", а Иерусалимский Талмуд утверждает: "Законы Торы никогда не будут отменены". Ключ к решению этого явного противоречия в том, какие разные слова используются в цитированных высказываниях.


В общем, существуют два аспекта Торы. С одной стороны, Тора – это "составленный Б-гом план мироздания", (Брейшис Раба 1:2), – Б-жественное видение того, как должна проистекать жизнь на земле. На этом уровне можно утверждать, что задача Торы – "облагородить и вселить дух" в человека и его мир, освятить физическую жизнь и превратить ее во вместилище Б-жественной истины.


Однако, в конечном счете, Тору нельзя считать программой жизни. Тора – это Б-жественная воля, и воля Г-спода не может быть определена тем, что Он Сам создал. Мы не можем сказать: "Б-г желает “нечто”, потому что это благотворно для человека"; мы можем сказать лишь: "Б-г желает “нечто”, посему это благотворно для человека". Желанию Г-спода не может быть причины, ибо это будет означать, что нечто вне Его – причина того, что в Нем. Так, наши мудрецы (Псохим 54б) утверждали, что "Тора предшествует миру". По сути, Тора – чистая воля Б-га; любые причины или преимущества, связанные с Б-жественным законом, – лишь "одежды", прикрывающие ее надрациональную сущность, когда она входит в наше сознание и становится частью нашего опыта.


В этом и есть различие между понятиями "заповеди" и "законы". Мицва значит "заповедь", "завет", что подразумевает наличие "другого" или кого-то извне, кому отдают приказы. Таким образом, понятие "мицва" относится к прагматической функции Торы, заключающейся в необходимости дать законы поведения миру, далекому от совершенства, отделенному от своего Творца, а порой и вступающему с Ним в борьбу.


Кроме того, слово "мицва" перекликается с арамейским "цавта" (связь). В этом заложена еще одна функция заповеди – осуществлять связь Б-га с человеком. В свою очередь, "законы" – это отсылка к Б-жественной воле как таковой, не стесненной целями и задачами. Заповедь не является заповедью, пока не становится приказом, отданным другому (или "иному"); связь не является связью, пока не соединяет кого-то или что-то; "закон" же – это объективная истина вне зависимости от того, как он применяется и применяется ли вообще.




БЕРЕШИТ
 
НОАХ
 
ЛЕХ ЛЕХА
 
ВАЙЕРА
 
ХАЕЙ САРА
 
ТОЛДОТ
 
ВАЕЦЕ
 
ВАИШЛАХ
 
ВАЕШЕВ
 
МИКЕЦ
 
ВАИГАШ
 
ВАЕХИ
 
ШМОТ
 
ВАЭРА
 
БО
 
БЭШАЛАХ
 
ИТРО
 
МИШПАТИМ
 
ТРУМА
 
ТЭЦАВЕ
 
КИ ТИСА
 
ВАЯКЭЛ
 
ПКУДЭЙ
 
ВАИКРА
 
ЦАВ
 
ШМИНИ
 
ТАЗРИА
 
МЭЦОРА
 
АХАРЭЙ
 
КДОШИМ
 
ЭМОР
 
БЕАР
 
БЕХУКОЙСАЙ
 
БЭМИДБАР
 
НАСО
 
БЕААЛОТХА
 
ШЛАХ
 
КОРАХ
 
ХУКАТ
 
БАЛАК
 
ПИНХАС
 
МАТОТ
 
МАСЭЙ
 
ДВАРИМ
 
ВАЭТХАНАН
 
ЭКЭВ
 
РЭЭ
 
ШОФТИМ
 
КИ ТЕЦЕ
 
КИ ТАВО
 
НИЦАВИМ
 
ВАЕЙЛЕХ
 
ААЗИНУ
 
БРАХА
 
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.