Недельная глава Торы:
Суббота 25 Ноябрь 2017 г. 7 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Комментарии к недельной главе Торы

ВАЯКЭЛ

В отличие от раздела Трума, где указание построить Мишкан дается без всяких предварительных условий, Ваякэл начинается с того, что Моше собирает сынов Израиля и призывает их соблюдать Шабат.


Раби Шмуэль из Сохачева, ссылаясь на своего отца раби Авраама (Сохачевского Гаона), говорит, что речь идет о двух разных периодах. Тора впервые упоминает Мишкан в разделе Трума до греха золотого тельца, описанного в разделе Ки тиса. В то время каждый человек имел право построить свой личный жертвенник в любом месте и принести на нем жертву Творцу.


После истории с тельцом положение изменилось. На индивидуальные жертвенники был наложен строгий запрет. Отныне все жертвы разрешалось приносить только на жертвеннике общего для всех Храма.
До поклонения тельцу Б-г говорил: "Пусть возьмут возношения для Меня от каждого человека, сердце которого пожелает". Каждый еврей мог построить Мишкан. Поэтому не было нужды собирать народ на общий инструктаж.


В сегодняшнем разделе сама концепция Мишкана претерпела изменения. Теперь отдельные индивидуумы не могут выполнять главную роль в его строительстве и эксплуатации. Эти функции переданы общине. И именно поэтому Тора вводит здесь два новшества: связывает Мишкан с Шабатом и в самом начале раздела призывает людей собираться вместе.


Связь между Шабатом и общинной функцией Мишкана очевидна. В Шабат евреи свободны от работы и другой будничной деятельности; у них есть время собираться в синагоге, малом святилище, чтобы вместе молиться, учить Тору или слушать лекцию раввина. Кроме того, соблюдение Шабата объединяет евреев на мистическом уровне, сближает их души.


Но почему именно грех тельца лишил евреев индивидуальной способности служить Б-гу и ввел коллективную ответственность? Всевышний воздал евреям по принципу "мера за меру". Они дружно, коллективными усилиями вынудили Аарона отлить для них нового "вождя" взамен ушедшего на Синай Моше; доставили необходимые материалы ("И сорвал весь народ золотые кольца со своих ушей…") и затем также дружно принесли жертву истукану, проведя оргию идолопоклонства в его честь. Исправить этот тяжкий коллективный грех можно было тоже лишь коллективными усилиями – общинной службой в Храме.


По этой же причине евреи молятся сегодня в миньянах, группах численностью не менее 10 взрослых мужчин. До поклонения тельцу личная молитва каждого еврея доходила до небес и получала отклик. После тельца в самой структуре общения человека и Б-га произошли коренные изменения. Между ними возник "железный занавес", и пробить его можно лишь коллективным служением Творцу, коллективной молитвой. Исправить общую вину можно лишь сообща. В одиночку не получится.




БЕРЕШИТ
 
НОАХ
 
ЛЕХ ЛЕХА
 
ВАЙЕРА
 
ХАЕЙ САРА
 
ТОЛДОТ
 
ВАЕЦЕ
 
ВАИШЛАХ
 
ВАЕШЕВ
 
МИКЕЦ
 
ВАИГАШ
 
ВАЕХИ
 
ШМОТ
 
ВАЭРА
 
БО
 
БЭШАЛАХ
 
ИТРО
 
МИШПАТИМ
 
ТРУМА
 
ТЭЦАВЕ
 
КИ ТИСА
 
ВАЯКЭЛ
 
ПКУДЭЙ
 
ВАИКРА
 
ЦАВ
 
ШМИНИ
 
ТАЗРИА
 
МЭЦОРА
 
АХАРЭЙ
 
КДОШИМ
 
ЭМОР
 
БЕАР
 
БЕХУКОЙСАЙ
 
БЭМИДБАР
 
НАСО
 
БЕААЛОТХА
 
ШЛАХ
 
КОРАХ
 
ХУКАТ
 
БАЛАК
 
ПИНХАС
 
МАТОТ
 
МАСЭЙ
 
ДВАРИМ
 
ВАЭТХАНАН
 
ЭКЭВ
 
РЭЭ
 
ШОФТИМ
 
КИ ТЕЦЕ
 
КИ ТАВО
 
НИЦАВИМ
 
ВАЕЙЛЕХ
 
ААЗИНУ
 
БРАХА
 
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.