Недельная глава Торы:
Пятница 24 Ноябрь 2017 г. 6 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Комментарии к недельной главе Торы

ШМОТ

Когда Б-г явил себя Моше в горящем кусте и поручил ему вывести народ Израиля из Египта, Моше сказал Всесильному: "Вот приду я к сынам Израиля и скажу им: "Всесильный Б-г ваших отцов послал меня к вам, а они спросят меня: как его имя? – что я тогда скажу им?" (Шмот, 3:13).


И ответил Б-г Моше: "Я – сущий, который пребывает вечно!.. Так скажи сынам Израиля – Вечносущий послал меня к вам" (Шмот, 3:13).


Чтобы назвать какое-то явление, его нужно описать и определить. Как же может быть назван Б-г, бесконечный и неопределяемый? Действительно, у Б-га нет имени, а есть только названия, характеризующие различные оттенки "поведения", которые можно отнести к Его влиянию на наши жизни. Как рассказывает Мидраш, Б-г сказал Моше: "Ты хочешь знать Мое имя? Меня называют по делам Моим. Когда я сужу творения Мои, меня называют Э-локим. Когда мирюсь с грехами людскими, Меня зовут Э-л Ша-дай. Когда сочувствую Моему миру, Меня зовут А-ва-йя…" (Шмот Раба, 3:6).


В вопросе, который Моше ожидал услышать от сынов Израиля, заключено весьма глубокое значение. "Как Его зовут?" – они не могли не спросить. – С каким поведением Б-га в данном случае мы имеем дело? Ты говоришь, что Б-г увидел “бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его... познал... боль его” (Шмот, 3:7), и поэтому послал тебя вызволить нас. Но где же Он был до сих пор? Где Он был восемьдесят шесть лет, когда мы страдали под кнутом погонялы, когда детей вырывали у матерей и бросали в Нил? Когда фараон купался в крови еврейских детей? Какое имя Его теперь, спустя восемьдесят шесть лет после того, как Он был “без имени” и стоял в стороне от наших невзгод?"


Как объясняется выше, каждое из Б-жественных "имен" описывает разное отношение Б-га к Его творению: "Э-локим характеризует Б-га в справедливости, А-ва-йя – в Его сочувствии и так далее. “Э-хье” (“Я — вечносущий”) – имя, которым Б-г определяет Себя в разговоре с Моше, передавая мысль о вечном бытии и существовании".


Отсюда вопрос: должно ли имя "Э-хье" находиться в ряду "семи святых имен Б-га"? Закон Торы запрещает стирать или устранять имя Б-га, потому что сами чернила и бумага (или другие средства передачи) уже вобрали в себя святость, представив Его имя или что-то, имеющее отношение к Б-жественному. Есть много "имен" и "описаний", которые характеризуют многограннейшее участие Б-га в Его творении. Есть семь основных Б-жественных имен, сопряженных с самыми жесткими положениями закона Торы. Однако при том, что Э-хье считается наиболее возвышенным из Б-жественных имен, оно не включено в некоторые версии списка из семи имен, приведенного в Талмуде.


Чтобы понять этот парадокс, необходимо уяснить значение термина "святость". Что нужно, чтобы обрести святость? "Святой" означает "превосходящий" и "обособленный". Б-г свят, ибо Он превосходит нашу земную реальность. Суббота – святой день, потому что в этот день люди отходят от мирского. Свиток Торы свят, потому что это предмет, материальное состояние которого превосходит себя, дабы служить Б-гу.


Это применимо и к семи святым Б-жественным именам: каждое описывает Б-жественную деятельность, выходящую за пределы мирских норм. Это Б-жественное вторжение в реальность – Б-г как владыка, Б-г как судья, Б-г как кормилец, Б-г как спаситель и так далее. С другой стороны, Э-хье описывает Б-га как существо – саму суть реальности. Э-хье выше святости: если святость - это черта превосходства Б-га, то сущность Его превосходит и саму святость. Этот элемент Б-жественной реальности проникает во все сущее и при этом превосходит его. Таким образом, данное определение относится ко всему – как к "святому", так и к "мирскому".
Тем не менее, Э-хье – это имя, модель поведения Б-га. Сам феномен "существования" неотделим от Его творения, а Б-г, естественно, не может определяться тем, что Он сам создал. В конечном счете, Б-га можно охарактеризовать как "сущее" или "существующее", только если мы говорим о Нем как о "кормильце" или "владыке": это всего лишь "имена", описывающие не Его суть, но некое восприятие Его нами с Его позволения, что определенным образом влияет на нашу действительность.




БЕРЕШИТ
 
НОАХ
 
ЛЕХ ЛЕХА
 
ВАЙЕРА
 
ХАЕЙ САРА
 
ТОЛДОТ
 
ВАЕЦЕ
 
ВАИШЛАХ
 
ВАЕШЕВ
 
МИКЕЦ
 
ВАИГАШ
 
ВАЕХИ
 
ШМОТ
 
ВАЭРА
 
БО
 
БЭШАЛАХ
 
ИТРО
 
МИШПАТИМ
 
ТРУМА
 
ТЭЦАВЕ
 
КИ ТИСА
 
ВАЯКЭЛ
 
ПКУДЭЙ
 
ВАИКРА
 
ЦАВ
 
ШМИНИ
 
ТАЗРИА
 
МЭЦОРА
 
АХАРЭЙ
 
КДОШИМ
 
ЭМОР
 
БЕАР
 
БЕХУКОЙСАЙ
 
БЭМИДБАР
 
НАСО
 
БЕААЛОТХА
 
ШЛАХ
 
КОРАХ
 
ХУКАТ
 
БАЛАК
 
ПИНХАС
 
МАТОТ
 
МАСЭЙ
 
ДВАРИМ
 
ВАЭТХАНАН
 
ЭКЭВ
 
РЭЭ
 
ШОФТИМ
 
КИ ТЕЦЕ
 
КИ ТАВО
 
НИЦАВИМ
 
ВАЕЙЛЕХ
 
ААЗИНУ
 
БРАХА
 
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.