Недельная глава Торы:
Суббота 25 Ноябрь 2017 г. 7 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

СУККОТ

РОШ-А-ШАНА
ЙОМ КИПУР
СУККОТ
ШМИНИ АЦЕРЕТ и СИМХАТ ТОРА
ХАНУКА
ПУРИМ
ПЕСАХ
ШАВУОТ
ДЕВЯТОЕ АВА
Сукка – это шалаш, временная постройка, подобная тем, в которых жили евреи во время сорокалетних странствий после Исхода из Египта. Праздник Суккот – напоминание об этом важном периоде еврейской истории, однако, его значение не исчерпывается и не ограничивается только историческими ассоциациями.

Основная идея праздника – глубокая вера в Б-жественное Провидение. Все случившееся с евреями в пустыне укрепляет веру в то, что Вс-вышний никогда не оставит Свой народ. Эта вера выражается в обряде постройки сукки – шалаша с незащищенной от непогоды кровлей, в которую еврей должен переселиться на всю праздничную неделю.

Праздник совпадает с последней жатвой, "когда уберешь с гумна своего и из давильни своей" (Дварим, 16:13). Это время как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Вс-вышнему, заботящемуся о нуждах людских. Тора называет Суккот "праздником собирания плодов"; он именуется также "временем нашего веселья" – в соответствии с трижды упомянутым выражением Торы: "… и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней".

В построенном временном жилье, шалаше, стараются проводить как можно больше времени. В странах, где в это время года уже холодно, в сукке следует, по крайней мере, устраивать все трапезы. В сукке произносят благословение: "Благословен ты, Г-сподь наш, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше!". Это благословение произносят сразу же после благословения над хлебом, всякий раз, когда приступают к трапезе в сукке.

Если случается сильный дождь и сукку заливает, разрешается покинуть ее. От выполнения заповеди пребывания в сукке освобождаются больные. Путешествующему разрешается есть вне шалаша. Женщины освобождены от заповеди жить в сукке.

Сукка должна иметь по меньшей мере три стены. Четвертая может оставаться открытой. Стены можно изготавливать из любого материала, включая материю, которую следует хорошо закрепить, чтобы она не хлопала на ветру. Сукка может быть построена впритык к постоянному жилищу. Минимальная площадь ее – 60 на 60 сантиметров, высота – не менее 80 сантиметров.

Главное в сукке – ее покрытие, в качестве которого можно использовать ветви деревьев и кустарников, но не плоды. Нельзя покрывать сукку досками или балками. Рекомендуется брать для покрытия ветки деревьев и кустов с медленно увядающими листьями. Покрытие должно быть таким, чтобы через него был виден свет звезд и мог проникать дождь.

Вместе с тем в сукке должно быть больше тени, чем солнечного света. Зазор по горизонтали между крышей и стенами не должен превышать 24 сантиметров. Покрытие начинают укладывать только после возведения стен.

Нельзя строить суку под деревом или под каким-либо навесом, например, под балконом. Навес, который простирается над сукой более чем на два метра, делает ее непригодной. Если же он перекрывает лишь ее часть, такая сукка пригодна, но не разрешается сидеть в той ее части, над которой что-либо нависает.

В некоторых общинах принято подвешивать к покрытию всевозможные плоды, развешивать на стенах картины, вырезки, аппликации. У любавичских хасидов не принято украшать сукку.

Характерная черта праздника Суккот – благословение над четырьмя видами растений. Лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта) и аравот (две веточки ивы) связывают вместе в один пучок и держат в правой руке, а этрог (плод дерева из семейства цитрусовых) – в левой и произносят благословение: "Благословен ты, Г-сподь наш, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам брать в руки лулав!". Завершив благословение, переворачивают этрог черенком вниз. Сблизив руки, потряхивают "букетом" из ветвей в шести направлениях: юго-восток, юго-запад, восток, вверх, вниз, запад, по три раза в каждом направлении, т. е. всего 18 движений.

Лулав и этрог держат в руках также во время чтения специальной молитвы, произносимой каждый день праздника по утрам. Во время особой праздничной молитвы все присутствующие в синагоге обходят с лулавами и этрогами вокруг бимы (стол или пюпитр для чтения Торы). В первые шесть дней праздника ежедневно проходит одна такая процессия, на седьмой день биму обходят семь раз.

Этот обряд символизирует процессии, которые устраивались вокруг жертвенника в Иерусалимском Храме. В субботу, даже если она приходится на первый день праздника, обряд с лулавом и этрогом не совершают.

Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.