Недельная глава Торы:
Вторник 21 Ноябрь 2017 г. 3 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

ШАВУОТ

РОШ-А-ШАНА
ЙОМ КИПУР
СУККОТ
ШМИНИ АЦЕРЕТ и СИМХАТ ТОРА
ХАНУКА
ПУРИМ
ПЕСАХ
ШАВУОТ
ДЕВЯТОЕ АВА
Шавуот празднуют в честь великого события – Синайского откровения. В этот день евреи получили от Вс-вышнего Тору и Десять заповедей – морально-этическую основу всей западной цивилизации. Тору нельзя было вручить иначе, как в "громах и молниях", в "огне и пламени", когда "вострепетал весь народ". То чувство, которое испытывали при этом евреи, само это уникальное духовное переживание оказало неизгладимое впечатление на характер и судьбы еврейского народа.

Шавуот называют "временем дарования Торы нашей". На вопрос, почему его не называют "временем принятия Торы нашей", мудрецы отвечают, что лишь дарование Торы можно отмечать как знаменательный момент истории, а принятие и познание Торы – процесс вечный, не ограниченный ни временем, ни пространством.

Этот праздник выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти – власти Вс-вышнего и его заветов.

Само название Шавуот означает "недели", т. к. праздник отмечают после отсчета семи недель, начиная со второго дня Песаха. В Талмуде употребляется также название "завершающий праздник", которое показывает, что мудрецы считали день дарования Торы неразрывно связанным с днем освобождения евреев из рабства.

Шавуот, как и другие праздники, тесно связан со Страной Израиля. Это подчеркивается еще двумя другими его названиями: "праздник жатвы" и "день первых плодов", ибо он совпадает с началом жатвы пшеницы и сбором плодов, которые приносили в Храм как благодарственную жертву.

В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, "текущей молоком и медом". Другие отмечают, что до дарования Торы евреи не знали никаких запретов на продукты питания и после Синайского откровения были вынуждены ограничиться молочной едой, т. к. вся остальная приготовленная пища оказалась некошерной (запретной). Кроме того, в Торе сказано о принесении в жертву плодов первого урожая. Эта заповедь завершается словами "Не вари козленка в молоке матери его" (Шмот, 23:19, 34:26). Отсюда и берет начало одна из заповедей кашрута – не употреблять в пищу одновременно мясные и молочные блюда.

Шавуот отмечают два дня. Зажигая свечи, женщины произносят: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу (в честь) праздника! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, который даровал нам жизнь, и поддержал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени".

Свечи зажигают как в канун первого, так и в канун второго дня праздника. В первую ночь праздника Шавуот принято не спать, а учить Тору.

Во время утренней молитвы (Шахарит) читают отрывок Торы, в котором перечисляются 10 заповедей. Принято на слушание этого отрывка приходить всем, даже маленьким детям.

После чтения Торы читают Изкор – молитву по умершим близким людям.

В завершающей части утренней молитвы праздника ("Мусаф") коэны благословляют молящихся.

Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.