15 января 2015 г.
Д-р Йосиф Бренер

Недавно еврейская община "Фрейд" Биробиджана вместе со общественностью Еврейской автономии отмечала десятилетие Биробиджанской синагоги "Бейт Менахем".


Известный краевед и историк столицы Еврейской автономной области д-р ЙосиФ Бренер по просьбе Агентства еврейских новостей любезно поделился своими воспоминаниями о том времени, когда создавалась синагога и прежде всего о первом раввине Мордехае Шайнере.


- Д-р Бренер, как отнеслись и община, и все биробиджанцы к приезду из Израиля раввина Шейнера и его семьи?


- Рав Шейнер практически сразу был принят общиной. Была, правда, одна проблема, для разрешения которой, как все понимали, нужно время.


Родители Мордехая приехали в Израиль из Москвы в 1967 г. И он имел весьма небольшой запас русских слов, а рабанит Эстер знала всего несколько десятков русских слов и трудом понимала русскую речь. Зато они прекрасно говорили на идиш, пели знакомые нам еврейские песни.


Проблема была и у детей. Мусе, старшей дочери, а затем и сыну Моне предстояло идти в школу а они вообще не понимали по-русски. Всей семье, предстояло учить новый для них язык, без которого общение с окружающими было бы вряд ли возможно.


Их приезд, конечно, не остался незамеченным жителями города. Весь в черном, в белой рубашке, широкополой шляпе, с густой бородой Мордехай приковывал внимание прохожих.


- Ну и как в таких непростых условиях повел себя рав Шейнер?


- Несмотря на свою степенность, раввин оказался весьма коммуникабельным и общительным человеком. Он понимал, что окружающие его люди воспитывались совсем на других, советских коммунистических идеях, и подчас в разговоре со мной отмечал, что в основе нашего традиционного еврейского мировоззрения лежат те же устои.


Но в воспитании и образовании тех людей, раввином которых он стал, не находилось места для изучения иудейской религии, истории и культуры евреев.


Он понимал, какая большая ответственность на него возложена. И он ненавязчиво, но настойчиво стал привлекать членов общины к участию в проведении еврейских праздников.


Многие из пожилых прихожан старой синагоги чаще стали вспоминать о своих родителях, о еврейских традициях, которые те придерживались, когда переселились в Биробиджан.


Так рав Шейнер, не обращаясь напрямую к книгам по еврейской истории и традиции, изданным по-русски, стал узнавать от старожилов их семейные истории, получать из первых рук самую важную информацию, которая давала возможность как бы и изнутри понять жизнь первых еврейских переселенцев.


Но, конечно, первым делом, необходимо было построить синагогу. Раввин Морехай Шейнер опираясь на указания Любавичского Ребе прекрасно осознавал значение синагоги. Ведь именно в ней, в ее самом существовании и деятельности заложены основы еврейской духовности. И рав Шейнер, и председатель еврейской общины "Фрейд" Лев Тойтман обратились к евреям России и зарубежных стран с просьбой принять участие в этом благородном деле: поддержать строительство синагоги, которую намечалось открыть к 70-летию ЕАО в 2004 г.


Конечно, за этим обращением была поддержка правительства области, мэрии Биробиджана, местных предпринимателей, Федерации еврейских общин России и лично раввина Берл Лазара, которые не только на словах, но и на деле принимали участие в финансировании строительства синагоги.


- И когда была открыта и освящена синагога?


- 10 сентября 2004 г.(24 элула 5764 года) рядом с общинным центром состоялось торжественное открытие новой синагоги.


Главный раввин России Берл Лазар в сопровождении полномочного представителя президента Константина Пуликовского прибыли в Биробиджан.


Это была третья синагога после Владивостока и Хабаровска на Дальнем Востоке. Сотни жителей и гостей присутствовали при этом знаменательном событии.


Главный раввин России в своем выступлении отметил, что "…евреи возвращаются к своим корням, к своей богатейшей духовности, высшим проявлением которой служит общение с Б-гом Израиля…". Рав Берл Лазар прикрепил к косяку на дверях синагоги мезузу.


Рав Мордехай Шейнер подчеркнул, что новая синагога станет не только местом Б-гослужения, но и еврейским культурным центром, где разместятся молельный зал, библиотека, воскресная школа, молодежный клуб и столовая, где будут готовить кошерную пищу. Как помню, раввин Шейнер сразу ощутил (об этом он говорил мне), что с открытием новой синагоги среди биробиджанцев стал ощущаться растущий интерес к иудаизму, еврейской культуре, истории города и области. Приближались дни праздника Ханука.


- Позвольте, уважаемый Йосиф, прервать Вас на этом месте, ибо у Ваша память полна еще очень многим из того, что было бы интересно читателям АЕН.


Думаю, это не последнее интервью с Вами о тех днях, и, в частности, Вы сможете рассказать как как создавалась и устанавливалась самая высоко расположенная ханукия в России, достойная попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как была установлена новой особой конструкции сукка, как рабанит Эстер и рав Мордехай открыли в Биробиджане первый на Дальнем Востоке Музей иудаики, как удалось получить документы и артефакты для этого музея, и как семейство Шейнеров овладело русским языком, как и о многом другом.


Так что спасибо, и будем ждать с нетерпением новой встречи с Вами.


- Конечно, всегда готов поделиться своими воспоминаниями, тем более что есть такой замечательный портал как АЕН, читателей которого интересует эта информация.


По материалам АЕН