23 августа 2011 г.
Вандалы не щадят ни надгробья, ни ограждения

Гранитные надгробья вырваны, вдребезги разбиты мемориальные доски, таблички с фотографиями усопших, расколоты могильные плиты. На старом еврейском кладбище Махачкалы зияют антисемитские надписи. "Это уже не первый акт подобного вандализма, – с возмущением говорит глава совета еврейских общин Дагестана, председатель еврейской общины столицы Шими Дибияев. – И это происходит в месяц Рамадан! Пьяные вандалы оскверняют наше кладбище. Почему я говорю пьяные, потому что нормальный, трезвомыслящий человек такое сделать просто не сможет".


Действительно, глядя на разрушения, складывается такое ощущение, что они действовали, вооружившись молотками и трубами, и крушили все на своем пути. Разбита большая часть памятников в центре кладбища. Но главным образом пострадали могилы, которые находятся на краю кладбища. На них пришелся основной удар. Разбито несколько мраморных плит. Металлические ограды сломаны и покорежены. "Что только здесь не происходит, – разводят руками родственники умерших, – устраивают пикники, распивают спиртное, разводят костры прямо между могилами, а в качестве стола даже используют одно из сваленных надгробий".


Напомним, что подобные инциденты происходят регулярно. Осквернение могил признано старожилами самым массовым из всех, что происходили когда-либо в Дагестане. Специалисты по ритуальному делу отмечают, что некоторые мемориалы и разрушенные памятники не подлежат восстановлению. Привести их в порядок уже нет сил, говорят в общине. Власти могли бы хотя бы частично компенсировать материальный ущерб родственникам, если не смогли обеспечить должную охрану и позволяют разрушать надгробия не в первый раз.


Между тем кладбище, состоящее из огромного количества захоронений, должно охраняться как памятник истории. Охрана находится на противоположной стороне кладбища – один человек почти на четыре гектара площади.


"Ну сколько мы еще будем ремонтировать за свой счет надгробия и могилы и отмывать эти надписи. Это же позор, ведь для евреев содержать могилы родных и близких в подобающем, ухоженном виде предписано религией. Самое страшное – это то, что мы находимся в ожидании очередных погромов", – говорит НВ Шими Дибияев. Нет никакого объяснения увиденному нами на нескольких могилах, где похоронены евреи-ветераны Великой Отечественной. Неизвестные разрисовали нацистскими символами и надписями их надгробные камни.


Поскольку в республике нет случаев раскрытия такого рода преступлений, представители иудейской общины хотят обратиться за помощью в московские еврейские организации, а также в Федерацию еврейских общин России, чтобы они выплачивали деньги за сведения о лицах, осквернивших кладбище. По-другому этот вопрос уже решить невозможно, считают они.


"Особенно нелегко приходится пенсионерам, которые хоронят своих сыновей. Они годами копят деньги. Надгробные плиты обходятся в немалые суммы. А потом эти старые люди приходят ко мне и говорят, что они как будто бы заново пережили смерть близких людей".


Парадокс, но наши законы оказываются к вандалам очень даже "гуманными". Они не предусматривают серьезного наказания. Уголовное дело возбуждается по части 1 статьи 244 УК РФ (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Максимальное наказание, которое им грозит, – лишение свободы сроком до пяти лет. Если, конечно, их найдут и осудят. Либо – арест на срок до трех месяцев или просто штраф. Кто причастен к очередному погрому на кладбище, предстоит выяснить следствию. Но пока нет даже подозреваемых, хотя такие случаи регулярно происходят с 2005 года. С тех пор ничего не решено, все стало только хуже, а обращения еврейской синагоги в соответствующие органы так и остались обращениями. Словом, выходит, что в Дагестане людям нет покоя и на том свете.


По словам Шими Мигировича, дело по осквернению могил на еврейском кладбище Махачкалы все-таки возбудили. ОВД Ленинского района столицы возбудило уголовное дело по факту массового осквернения могил на кладбище. Дело заведено по ч. 1 ст. 244 УК РФ. Хотя в "НВ" попали несколько уведомлений, дотированных разными годами, об отказах в возбуждении уголовных дел. Возьмем в качестве одного примера Уведомление №7/12.09 от 22.02.2008 года.


Вандализм, к сожалению, имеет место не только на кладбищах, но и в отношении синагоги. Здесь тоже постоянно разбивают стекла окон, звонят непонятные люди, порой даже угрожают, в том числе взрывами. Положение общины становится невыносимым. А теперь и стрелять начали. Совсем недавно, в середине августа, стреляли в окна второго этажа.


Почему это происходит у нас, на толерантной земле Дагестана, российской колыбели трех мировых религий? Почему не случилось так, что сообщение об очередном погроме еврейского кладбища не всколыхнуло общественность Дагестана, а отзвуки этого скандала не достигли самых высоких кабинетов МВД и прокуратуры республики, не отразились в заявлениях первых лиц? Не запестрели гневными заголовками республиканские СМИ: "Совершен очередной акт вандализма"? И что здесь страшнее – то, что это вандализм, или то, что он очередной?!


Проведенное "НВ" расследование показало, что и на этот раз обстоятельства погрома не столь шокировали общество. И то, что надгробия громили экстремисты или антисемитски настроенная молодежь, никого не удивило. По одной из версий, ночью надругаться над могилами могли те, кто ворует цветные металлы с могильных оград покойных и снимает мраморную плитку. Разбитые и перевернутые надгробные плиты на еврейском мемориальном кладбище обнаруживает почему-то лишь один Шими Дибияев. А где прибывшая на место происшествия оперативная группа для фиксации следов злого умысла и преступления. Хорошо, что община все фиксирует на фотокамеру и подает заявления в органы по фактам надругательства над усопшими, а то и вовсе могут сказать, что это провокация, чтобы привлечь к себе внимание.


Кстати говоря, по факту недавно происшедшего случая хотели возбудить уголовное дело по статье "Вандализм". Представители религиозной еврейской общины с таким определением не согласились. По их мнению, данный погром носит исключительно экстремистский и националистический характер. Свою точку зрения представители диаспоры мотивировали тем, что погромы происходят на протяжении многих лет с незавидной регулярностью. Общее количество пострадавших за эти годы надгробий и сосчитать невозможно, община ремонтирует – вандалы вновь все крушат. Версия, что к последнему погрому еврейского кладбища могут быть причастны экстремистские элементы, основана на комментариях некоторых интернет-форумов о том, что акты вандализма творят подростки-"бойцы", тяготеющие к неонацизму.


Вполне возможно, что за погромами стоит сообщество людей, имеющее отношение к новым запретным организациям или сектам, политические взгляды которых широко известны. Надо отметить, что в Интернете появилась публикация "Правовое решение русско-еврейского спора", согласно которой русские имеют все основания предъявить евреям претензии за геноцид русского народа и нанесенный русским существенный материальный, физический и моральный урон. А также мотивируя тем, что евреи предъявили претензии немцам в свое время за геноцид еврейского народа (значит, и русским можно). Приветствуются все формы мести, включая и осквернения могил назначенного врага. Эта публикация уже сама по себе является экстремистским выпадом, призванным разжечь внутринациональные конфликты.


И все же Шими Дибияев, дабы не выносить сор из избы, дал указание своей общине привести памятники в порядок. Обращается он только к органам следствия для поимки вандалов и прекращения позорной практики.


Очевидно, что по поводу случившегося общественные организации республики должны направить Открытое письмо президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову, чтобы он взял под личный контроль ситуацию с актами вандализма на еврейском кладбище. Наряду с экстремистской версией погрома бытует и мнение о якобы надуманности проблемы осквернения могил, а погромы назовут провокацией. И не вспомнят даже, что после подобных акций разрушенные надгробия восстанавливают за свой счет. Хотя город и республика должны выделять на это средства.


Следует учесть, что кладбищенский вандализм – это надругательство над памятью умерших, следовательно, считается общественно опасным деянием. И оно приобретает системный характер. В законе "О погребении и похоронном деле" не прописан статус кладбищ как особо важных объектов достояния. "Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение", написано в законе. Кроме того, в этом нормативном акте не сказано об охране и содержании могил. В лучшем случае администрация кладбища может лишь обратиться в полицию с соответствующим заявлением.


Впрочем, с самого начала не вызывало сомнений то, что искать следы можно и в пунктах приема "цветмета". Но практически все пункты кем-то "крышуются", а охотники за бронзой, медью и латунью занимают в рядах кладбищенских вандалов скромное место. Увы, проблему вандализма замалчивали до тех пор, пока она не вышла из-под контроля. При этом дагестанцы почему-то не замечают, что вандализм в отношении еврейских кладбищ и синагог – это черное пятно в современной истории, которое останется в ней навсегда. И будет передана нашим потомкам, чтобы их стыдили в грядущих веках.