 |
Административно-территориальная принадлежность: |
|
город Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания, Северокавказский федеральный округ |
|
|
|
раввин Шабаев Леви
|
Председатель общины: |
|
Надель Розалия Борисовна
|
Программы, действующие в общине: |
|
При общине работает детская воскресная школа; женский клуб
|
Контактная информация: |
|
|
|
Историческая справка |
Владикавказ - столица Северной Осетии, расположен в 1923 км к югу от Москвы. В городе находятся железнодорожная станция и аэропорт. Население составляет 326,8 тыс. чел. Первые евреи поселились во Владикавказе в середине 19 века. Коренные жители Владикавказа - осетины, а кроме них в городе проживают еще около ста национальностей, в том числе, и евреи. Причем, в отличие от соседних областей, где проживают горские и грузинские евреи, во Владикавказе живут ашкеназские евреи. Поселились они в городе в конце XVIII и начале XIX века. В основном это были выходцы из черты оседлости Украины, Польши, Белоруссии, Литвы, которых царское правительство переселило в терскую область, несмотря на то, что область была вне черты оседлости: портные, сапожники, чемоданщики, ювелиры, шапочники - мастера своего дела, которые успешно обслуживали гарнизон крепости, солдат, офицеров и их семьи. Впоследствии к ним присоединились отставные солдаты, прослужившие 25 лет в армии, медики, специалисты с высшим образованием.
Еврейское население города постоянно росло. В 1860 г. во Владикавказе проживало 10 еврейских семей, в 1868 г. - 89 евреев, в 1876 г. - 688, в 1877 - 742, в 1897 г. - 1214, в 1910 г. - 875 (1,2% населения города), в 1914 г. - 1150, в 1926 г. - 1001, в 1939 г. - 1517, в 1970 - 1609, в 1979 г. - 1194 (0,4%), в 1989 г. - 933, в 1996 г. - ок. 700, в 2002г. - 512 евреев.
С 1864 г. в городе начала функционировать синагога, в 1879 г. открыт Хедер. В 1880г. еврейская община выкупила участок земли и обустроила там еврейское кладбище с синагогой при нем. В 1885 г. было учреждено духовное правление во главе с казенным раввином. В конце 1870-х гг. во Владикавказе усилилась активность общины "иудействующих", имевших собственный молитвенный дом, закрытый в 1903 г. Раввином этой общины был Василий Черников. В 1913 г. во Владикавказе проживало 773 "иудействующих". В 1899 г. было открыто начальное 1-классное еврейское училище. В 1910 г. имелись 2 синагоги, еврейское кладбище, еврейское кредитное товарищество. К 1917 г. во Владикавказе было уже 4 синагоги, продолжали работать еврейское кладбище, еврейская школа, еврейский клуб, еврейское кредитное товарищество.
В начале 30-х годов прошлого века были закрыты все синагоги, еврейская школа, все учреждения еврейской культуры, а еврейское кладбище стало общегородским. Организованная еврейская жизнь в городе перестала существовать, однако до конца 40-х годов евреи города продолжали нелегально собираться по субботам и еврейским праздникам, стараясь сохранить остатки еврейской жизни. В конце 40-х в начале 50-х годов многие еврейские активисты были арестованы властями и осуждены.
В 1989 г. на волне перестройки началось возрождение еврейской жизни во Владикавказе. Группа энтузиастов создала еврейское культурно-просветительское общество "Шолом". Обществу вернули еврейское кладбище, выделили помещение для религиозных и культурных нужд начала работать еврейская воскресная школа. Первым председателем общества был избран учитель истории Эйдельман Ефим, а в 1992 г. общество возглавил Петрушанский Марк Борисович, кадровый офицер, подполковник запаса, бывший преподаватель высшего ракетного училища, который является руководителем общины по настоящее время.
В 1999 г., спустя 10 лет после создания общества, общине была возвращена часть синагоги по ул. Томаева, где после капитального ремонта, в сентябре 2000 г., был открыт еврейский общинный дом и синагога.
При общинном доме работает еврейская детская воскресная школа, женский клуб. В 2004 году начал работу благотворительная организация Хесед под патронажем "Джойнта".
Еврейская воскресная школа активно сотрудничает с образовательными учреждениями Владикавказа - дети из средних школ города приходят к ученикам еврейской школы, чтобы принять участие в совместных мероприятиях.
Еврейская община города входит в состав Федерации Еврейских общин России, тесно с ней сотрудничает и активно участвует в ее составе в возрождении еврейской жизни в России.
Во дворе общинного дома на пожертвования членов общины был сооружен памятник воинам-евреям, выходцам из г. Владикавказа, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Здесь в день Победы и в день начала войны собираются ветераны, родственники погибших, дети, молодежь, чтобы всем вместе отметить эти памятные даты.
Еврейская община города в составе межнационального объединения "Наша Осетия", куда входит 29 национальных центров, активно участвует в общественно-политической жизни республики, пользуется уважением и поддержкой руководства республики.
|
|
|
|
|
|