Недельная глава Торы:
Понедельник 16 Июль 2018 г. 4 Ав 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Тамбовская Еврейская Община"

Административно-территориальная принадлежность:

город Тамбов,
Тамбовская область,
Центральный федеральный округ

раввин Главный раввин Центрального Федерального округа, главный раввин г. Костромы и Костромской области Руппо Нисон
Председатель общины:
Фарба Аркадий Яковлевич
Программы, действующие в общине:
При общине функционируют библиотека, семейный и молодежный клубы, издаётся газета «Шалом, Тамбов!», Создан сайт общины. Действует еврейское кладбище. Дети выезжают в летний лагерь, представители общины принимают участие в региональных семинарах. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает распределение мацы перед праздником Песах.
Контактная информация:

Адрес: ул. Энгельса, д.14 а
Телефон: +7 (4752) 75-75-65
E-mail: tambov@feor.ru


Историческая справка
Тамбов – административный центр Тамбовской области, расположенный в 480 км к юго-востоку от Москвы. В городе есть узел железнодорожных линий, автомобильных дорог, аэропорт. Население составляет 318,1 тыс. чел. Тамбов основан как крепость в 1636 г. В 1647 г. в городе была проложена система сложных фортификационных сооружений, – Тамбовский вал – ставших частью Симбирской засечной черты. В середине 18 в. Тамбов утрачивает значение военной крепости и развивается как центр аграрного района. В 1719 г. он становится центром Тамбовской провинции.
До середины 19 столетия Тамбовская губерния, расположенная на благодатных землях Среднерусской равнины, была для евреев "terra incognita". Скудные архивные данные не позволяют определить точную дату появления евреев в одной из крупных губерний России. Первые упоминания о проживании и деятельности евреев в архивных фондах относятся к 1902 г., однако, задолго до этого в периодической печати и статистических сборниках появлялись сообщения о жизни евреев в городе Тамбове. Так в сборнике "Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года" (изд. ЦCК ВД России, СПб., 1866 г.) говорится: "Что касается других народов, то, преимущественно в городах, в числе постоянных жителей, можно поименовать Поляков и Евреев, состоящих, большей частию, в службе". Столь краткая запись не дает представления ни о количественном, ни о качественном составе этого национального меньшинства. Она лишь подтверждает факт проживания евреев в городе Тамбове. Численность их едва ли превышала сотню. Некоторое послабление в строгих ограничениях миграции евреев из черты оседлости, несомненно, сказались на росте численности еврейского населения. По официальным данным, приведенным в книге "История еврейского народа России" известного историка Ю. Гессена, в Тамбовской губернии в 1880-1881 гг. уже проживало 589 евреев. Казалось бы, такой быстрый рост численности должен был внушать оптимизм, однако если рассмотреть состав этой группы по профессиям, то окажется, что право на проживание вне черты оседлости получило незначительное количество переселенцев. В группу ремесленников, мастеров, ремесленных учеников, проживавших в городских поселениях, входило лишь 86 человек, и вне городских поселений – 32 человека. В группу представителей свободных профессий (врачи, дантисты, владельцы аптекарских магазинов, учителей, музыкантов и др.) вошло лишь 19 человек и, наконец, в третьей группе, коммерсантов, было не более 10 купцов. Таким образом, по "самостоятельному праву" на Тамбовщине проживало 130 евреев, остальные 459 человек являлись членами семей или, по специально данному разрешению, прислугой, приказчиками и др. Следует иметь в виду, что в эти годы Тамбовская губерния была одним из крупнейших регионов в России. Численность населения в ней составляла (согласно учетным данным Департамента полиции) 2 920 000 человек. Таким образом, еврейское нацменьшинство по отношению к коренному населению составляло всего 0,021% . Поощряя развитие экономики, правительство поначалу не делало никаких национальных различий, но к началу 1880-х гг., после прокатившейся по югу России волны погромов, приток еврейских переселенцев значительно сократился. С приходом к власти Александра III положение евреев стало резко ухудшаться. Даже незначительные льготы, предоставлявшиеся прежним властителем России, при новом императоре были упразднены. Обещанное уравнение евреев в правах с прочими жителями империи выполнено не было. В царствование Николая II ( с 1894 г.) ощутимого послабления многочисленных ограничений в жизни евреев, как в черте оседлости, так и во внутренних губерниях, не наступило. Жизнь русского еврейства почти вся уходила на повседневную борьбу за элементарнейшие права: за право жительства, за право трудиться, за право учиться, подчас даже за право лечиться. Правда, некоторые льготы, введенные в период либеральных реформ, все же были частично восстановлены и даже введены новые, в частности, по окончании русско-японской войны право на жительство вне черты оседлости распространилось на евреев–солдат, побывавших на фронте. Евреи, проживавшие вне черты оседлости, добивались у властей права объединения в общины, ссылаясь, при этом на предусмотренное правительством разрешение, регламентированное "Сводом Законов Российской Империи". В этом основополагающем документе оговариваются все права и обязанности еврейских общин и каждого еврея. Им предоставлялась полная свобода совести, отправления национальных, религиозных обрядов, право приобретать в собственность (для общинных и культовых надобностей) здания и помещения, а также земельные участки под кладбище. В ноябре 1897 г. еврейская община обратилась к властям с просьбой разрешить строительство дома омовения при еврейском кладбище. 20 апреля 1898 года последовал отказ. Точная дата создания еврейской общины в Тамбове не известна, однако, по имеющимся архивным документам можно установить дату открытия синагоги, а это событие не могло произойти без участия узаконенного сообщества евреев. В Тамбовском областном архиве хранится дело № 146 "Об утверждении Тамбовского раввина Шмуэля Иоффе пожизненно в занимаемой должности" (28 февраля -31 августа 1905 г.). Постановлением Тамбовского губернского правления от 28 сентября 1896 г. Иоффе был утвержден раввином Тамбовской еврейской молельни, а 17 мая 1897 г. – тамбовским губернским раввином. Он ходатайствовал о пожизненном назначении, учитывая его 25-летнюю службу и безвозмездное обучение евреев-учеников закону веры в течение 14 лет. Столь длительный стаж, указанный в рапорте, косвенным образом свидетельствует о том, что уже в 1880-1881 гг. в Тамбове была община и синагога, ведь в городе (как упоминалось выше) проживало около полутысячи евреев. К 1905 г. стало очевидно, что один молитвенный дом, размещенный в двухэтажном строении по улице Семинарской 42 (ныне ул. Ленинградская), не в состоянии обеспечить всех проживающих в Тамбове евреев возможностью совершать богослужения. Правление общины обратилось, с учетом своих финансовых возможностей, к губернатору с просьбой дать разрешение на покупку дома для второй синагоги. Такое разрешение было вскоре получено, и на пожертвования членов общины был куплен дом купца Файнберга по ул. Дворянской 12 (ныне улица Интернациональная). После капитального ремонта и реконструкции молельный дом был открыт, и по официальным архивным данным к 1908 г. в Тамбове функционировали две синагоги. В это же время на христианском Петропавловском кладбище был отведен участок земли в 1/2 десятины (примерно 60 соток) для захоронений евреев. При кладбище были сооружены кирпичная сторожка и колодец. В последующие годы численность евреев возрастала: в "Адрес-календаре Тамбовской губернии за 1914 год" приводится сводная таблица, отражающая состав и численность народонаселения в городах и уездах по состоянию на 1 января 1913 г. Общая численность жителей составляет 3 757 235 человек обоего пола. Еврейское нацменьшинство составляло в городах 2 617 человек, занимая вторую строчку в таблице, а в уездах проживало 215 человек. Соотношение еврейского меньшинства к основному русскому большинству составляло 0,07%. Резкий подъем численности евреев произошел в I мировую войну из-за переселения больших людских масс из приграничных с Россией польских воеводств и Галиции. Часть переселенцев транзитом проходила через Тамбов, направляясь дальше в восточные районы огромной страны, другая часть пыталась вернуться на Запад, в привычные места обитания и, наконец, значительная часть оседала на Тамбовщине. Так появились в Тамбове многосемейные кланы Барков, Путтеров, Фарба, Любичей, Фарберов и других. Большинство из них были ремесленниками: искусными портными, закройщиками-обувщиками, шапочниками, часовыми мастерами, фотографами и другими специалистами, т.е. обладателями тех профессий, которыми они овладели еще во времена проживания в Польше. Революции 1917 г. и свержение монархии были встречены еврейским большинством общины с энтузиазмом и надеждой на коренные преобразования в жизни общества, на установление гражданского равноправия, независимо от национальности и вероисповедания. В первые годы советской власти, несмотря на декрет Совнаркома от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства", всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. В областном архиве имеются списки прихожан-евреев взявших на себя ответственность за сохранность имущества обеих синагог. В этой папке имеются также описи передаваемого имущества и соглашение о передаче от городского Совдепа здания и имущества синагог гражданам Тамбова в бессрочное пользование. В Тамбовской губернии в тот период проживало 8000 евреев. В основном это были переселенцы из восточных воеводств Польши и Галиции. После ликвидации нескольких подотделов по делам национальностей 1 апреля 1919 г. осталось два: еврейский и мусульманский. Хотя первый был крупнее второго, однако, своих отделений в уездных городах он не имел. Еврейский подотдел располагался на улице Советской 55. В этом же здании в конце 1919 г. была открыта школа-интернат для девочек. Несколько позже был образован еврейский комитет помощи жертвам войны, который разместился в доме по ул. Базарной 106. Существовала даже еврейская советская школа (ул. Семинарская 32). В молодой Республике Советов пригодность работников любого ранга оценивалась не по национальности, а по деловым качествам. На ответственные посты в Правительстве нередко назначались евреи. В течение 2-х лет (1920-1921 г.г.) Тамбовский Губисполком возглавлял А.Г. Шлихтер, ученый-экономист, ставший впоследствии вице-президентом Украинской Академии наук. В августе-сентябре 1919 г. кавалерийский корпус генерала К. Мамонтова совершил рейд по тылам Красной армии. Этот маневр одной из частей Добровольческой армии отличался невероятной жестокостью по отношению к евреям. Погромы прошли в Балашове, Белгороде, Ельце, Козлове. 22 августа 1919 г. казаки ворвались в Тамбов. Пешие и конные казачьи разъезды рыскали по всему городу в поисках представителей "жидовского племени". Были взяты в заложники 20 человек, и в их числе первым был назван Тамбовский Духовный Раввин Моисей Вайнер. Когда это случилось, жена Раввина, отважная Эйл Бар, заявила, что она не оставит мужа и идет вместе со всеми. Всех заложников подвергли мученической смерти, а Раввина привязали к тачанке и еле живого проволокли до села Черняное. Там лежащего на земле Раввина добил один крестьянин, который потом говорил: "я жидовского попа добил из жалости, чтоб не мучился". Случилось это в августе 1919 г. С тех пор своего Раввина Тамбовская община уже никогда не имела. Синагога еще какое-то время просуществовала, но уже в 1923 г. встал вопрос о ее закрытии из-за "не целевого использования". С этого времени началась экспроприация всех принадлежавших общине помещений. Сначала закрыли школу, затем комитет помощи инвалидам и жертвам войны. Некоторое время еврейской общине удавалось отстаивать здание синагоги, но 18 сентября 1931 г. постановлением Тамбовского городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов здание по улице Интернациональной 12, занимаемое ранее под синагогу, передавалось под общежитие школы ФЗО. С этого времени община уже не имела ни одного своего помещения, кроме сторожки на еврейском кладбище.
Первым организационным мероприятием постсоветских времен стало проведение общего собрания евреев города Тамбова 25 октября 1992 г. На призыв откликнулось 53 человека. Собрание состоялось в актовом зале культпросветучилища. Собрание проголосовало за создание организации под названием "Тамбовская еврейская община". Был принят устав и избрано правление, которое выдвинуло председателем Шермана Бориса. В 1995 году председателем общины был избран Кейзман Анатолий. Заработали курсы по изучению иврита, начали читаться лекции по иудаизму. 8 декабря 1998 г. состоялось учредительное собрание местной религиозной организации "Тамбовская еврейская община". Председателем общины был избран Мишиев Исай. В 2002 г. новым председателем общины был избран Фарба Аркадий. Сейчас в Тамбове функционируют: Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Тамбовская еврейская община". Председатель – Аркадий Фарба. Общественная организация "Еврейская община города Тамбова". Председатель – Аркадий Фарба. Тамбовская региональная общественная организация « Благотворительный еврейский центр "Наш Дом". Исполнительный директор – Наталия Серегина. Местная религиозная организация современного (прогрессивного) иудаизма города Тамбова (ОРОСИР). Председатель – Наталия Мохова. Международная женская еврейская организация «Проект Кешер» Тамбовская женская группа. Руководитель – Галина Мечковская. Центр информационно-коммуникационных технологий «ОРТ-Кешернет». Руководитель – Дина Брюске. Отделение ООО «РЕК». Руководитель – Фаина Гольштейн. Ульпан. Руководитель – Марина Ладыженская. Молодёжный еврейский клуб. Руководители – Екатерина Беренгольц-Зотова, Маргарита Иванова.
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
31 марта 2016 г.
01 марта 2016 г.
20 ноября 2015 г.
11 ноября 2015 г.
12 октября 2015 г.
17 сентября 2015 г.
Еще новости
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.