Недельная глава Торы:
Пятница 17 Август 2018 г. 6 Элул 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Евреи Таганрога”

Административно-территориальная принадлежность:

город Таганрог,
Ростовская область,
Южный федеральный округ

раввин Данзингер Хаим
Председатель общины:
Калашникова Галина Михайловна
Программы, действующие в общине:
При общине функционирует Таганрогская городская национально культурная автономия, женский клуб, дети выезжают в летние лагеря организуемые ФЕОР. Распространяется маца перед праздником Пейсах.
Контактная информация:

Адрес: ул.Фрунзе, д.54
Телефон: +7 (8634) 39-10-18
E-mail: taganrog@feor.ru


Историческая справка
Таганрог – город в Ростовской области, расположен на берегу Азовского залива, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. В городе находятся морской порт, железнодорожная станция и несколько аэродромов. Население составляет 291,6 тыс. чел. В 1698 г. на мысе Таган-Рог Петр I основал Троицкую крепость и порт, которые служили базой русского Азовского военного флота. В 1775 г. Таганрог входил в Азовскую провинцию. После основания Севастополя Таганрог утратил значение военно-морской базы и с 1780-х гг. становился крупным внешнеторговым портом на юге России. В 90-х гг. 19 в. в городе были построены металлургический, механический, котельный и другие заводы. Современный Таганрог является важным промышленным центром юга России. В городе развито машиностроение, гидросамолётостороение и металлообработка, созданы предприятия ВПК и пищевой промышленности. Основан Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2-а института, ведут образовательную деятельность несколько колледжей и лицеев. В городе есть театр, библиотека им. Чехова, картинная галерея и четыре музея, в т.ч. мемориальные музеи А. П. Чехова. Евреи начали селиться в Таганроге в 19 веке. В ходе посемейной переписи в общей обывательской книге от 1805 г. из 816 зарегистрированных семей (общая численность 78482 чел.) был отмечена только одна еврейская семья – Еноху Серткович и его жена Дворка. Однако уже в 1811 г. по описи 6-й ревизской сказки в Таганроге жили 66 евреев-мещан, не считая членов их семей. В 30-е годы 19 в. в городе был раввин, который вел записи в книге регистрации рождений, смертей и браков в Таганрогском еврейском молитвенном обществе. В городе действовала синагога. Вначале у еврейской общины был деревянный молитвенный дом, впоследствии сгоревший. В 1846 г. еврейский сборщик Янкель Браиловский поставил вопрос о строительстве нового здания синагоги. Разрешение Министерства внутренних дел на строительство было получено в феврале 1859 г. (на этот период в городе проживало 748 евреев). Здание синагоги было сооружено на углу Елизаветинской улицы и Депальдовского переулка (ныне ул. Р.Люксембург и Тургеневский пер.) В 1876 г. здание дополнилось двухэтажной пристройкой. До настоящего времени здание синагоги не сохранилось. Второй молитвенный дом по Елизаветинской улице открылся гораздо позже, в 1910 г. При синагоге действовали еврейское училище, подготовительный класс "Талмуд-Торы", общество попечения бедных. Здание сохранилось до сегодняшнего дня. Магазин по продаже кошерного мяса располагался на Петровской улице 103, его содержал Г. Коган. Товар должен был иметь обязательное удостоверение раввина. К началу 20 в. таганрогская община была значительно малочисленней, чем в Ростове-на-Дону, что объяснялось изменением геополитической ситуации и резким подъемом в промышленности и экономике Ростова. В Таганроге на рубеже веков проживало 4030 евреев (в Ростове – 14689 чел., в Нахичевани – 590 чел.). Политические события 1903-1907 гг. всколыхнули еврейские массы. В революционные дни 1905 г., по данным таганрогского краеведа О. Гаврюшкина, в синагоге прошло собрание избирателей еврейского общества, на котором присутствовало 450 человек. Все они решили присоединиться к партии Народной свободы и подали списки за кандидатов партии. История сохранила примечательный факт: православный священник отец Александр (в миру А. Н. Баландин) призвал прихожан в 1905 г. не допускать еврейских погромов. Первая мировая война и события Октябрьской революции коренным образом изменили жизнь всего еврейского населения. Деятельность сионистов и их организаций была запрещена как проявление буржуазного национализма. Еврейские коммунисты утверждали, что иврит – это язык классового врага, т.к. он используется только сионистами, клерикалами и "крупной буржуазией". Идиш, напротив, считался языком трудящихся. К началу 1930-х гг. обычным явлением стала практика переориентации культовых зданий – передача их клубам, складам, школам и т.д. На этот момент в городе насчитывалось более 600 еврейских семей. Одновременно более 300 евреев подали письменное заявление в горисполком, удостоверив его личными подписями, с настойчивыми требованиями вновь открыть синагогу. 2 мая 1924 г. толпы "несознательных граждан" провели выборы учредительного еврейского религиозного общества и утвердили список его членов. В июне 1925 г. Северо-Кавказский крайисполком постановил ходатайство общества верующих евреев хоральной синагоги отклонить. Синагога осталась в ведении Интернационального клуба. Во время оккупации Таганрога (1941- 1943 гг.) нацисты и их пособники убили около 10 тыс. чел., в том числе более 6,5 тыс. евреев (из них 1500 детей). Чудовищная акция была осуществлена спустя 9 дней после захвата ими города. В мемориале Балка смерти в 1997 г. силами общины был установлен памятник евреям-жертвам Холокоста. В "Еврейском доме" общины еженедельно проводятся встречи шабата, отмечаются праздники и памятные даты. Люди приходят в уютный общинный центр для духовного общения, а также в библиотеку за книгами, газетами и журналами. Работает женский клуб общины, где в течении последнего года ведутся практические занятия на тему "Кошерная кухня". Разностороннюю материальную помощь члены общины, пенсионеры и инвалиды получают от местного отделения Хеседа. Община помогает бывшим узникам и жертвам Катастрофы, принимает активное участие в деятельности местного отделения НПЦ "Холокост". В течение ряда последних лет, планируя и проводя работу лектория "Уроки Холокоста" в школах и колледжах города, активисты общины и НПЦ "Холокост" стремились придать этой деятельности системный характер. Благодаря инициативным усилиям еврейской общины, в мае 2004 г. городское управление образования издало приказ, в соответствии с которым таганрогские школьники на плановой основе стали принимать участие в мероприятиях местного отделения научно-просветительского центра "Холокост" и Таганрогской еврейской общины. "Уроки толерантности", сопровождающиеся показом фильмов об истории Великой Отечественной войны и о современной борьбе с международным терроризмом, с последующими дискуссиями и диспутами, были организованы для учащихся школ Таганрога. Еврейская община Таганрога активно сотрудничает с другими национальными диаспорами – армянской, немецкой, греческой, – тем самым показывая пример толерантности и желание поддерживать и развивать межнациональное и межконфессиональное согласие. Национальные общины организуют совместные мероприятия, участвуют в праздничных и мемориальных событиях своих друзей. Знаковым событием в 5763 г. было празднование Хануки совместно с армянской общиной в литературном музее А. П.Чехова. По приглашению армянской диаспоры представители еврейской общины участвовали в мемориальных мероприятиях, посвящённых столетию геноцида армян в 1915 г. В конце мая 2003 г. представители ТЕО участвовали в праздновании 10-ой годовщины возрождения в Таганроге "Русско-немецкого дома". Община содействует увековечиванию памяти знаменитых евреев Таганрога и Праведников мира. В марте 2004 г. был открыт памятник на могиле Праведницы Мира А. М. Покровской, создание которого было инициировано ТЕО, а средства собраны членами Таганрогской и Ростовской еврейских общин и подопечными Хеседов обоих городов. Таганрогская еврейская община выступила также инициатором установления на здании городской больницы мемориальной доски в память о враче В. Заке, основавшим это лечебное учреждение 100 лет назад. Издана книга "Евреи Таганрога" (автор – Т. Отерштейн), активисты общины готовят и публикуют материалы по истории и современности еврейской диаспоры для альманаха "Вехи Таганрога" и газеты "Шалом Таганрог". Еврейская община была образована в 1996 г. на базе общества еврейской культуры "Лехаим".
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
03 июля 2012 г.
14 мая 2012 г.
21 ноября 2008 г.
20 ноября 2008 г.
30 октября 2008 г.
Предыдущие новостиСледующие новости
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.