Недельная глава Торы:
Вторник 23 Октябрь 2018 г. 14 Хешван 5779 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Пензенская еврейская община"

Административно-территориальная принадлежность:

город Пенза,
Пензенская область,
Приволжский федеральный округ

Раввин г. Пензы
раввин Савинов Дан
Председатель общины:
Цесис Михаил Аронович
Программы, действующие в общине:
Работает синагога. Звучит ежедневная молитва, проводятся шабаты, праздники, Бар-мицвы, Хупа, организуется все необходимое для религиозного образа жизни, работает Миква, магазин иудаики. Уже двадцать лет в Пензе с огромным успехом действует еврейская воскресная школа. В программе обучения дети знакомятся с еврейской историей и традициями, изучают иврит, разучивают еврейские песни и занимаются изобразительным искусством. Действуют различные клубы - молодежный, женский, клуб пожилых людей. Работает библиотека. Проводятся Уроки Торы.
Контактная информация:

Адрес: ул. М.Горького, 52
Телефон: +7 (8412) 561577
E-mail: penza@feor.ru


Историческая справка
Пенза — город, расположенный в центре европейской части России в 629 км, к юго-востоку от Москвы, административный, экономический и культурный центр Пензенской области. Еврейская община возникла в Пензе после того, как Александр II своим Коронационным манифестом от 26 августа 1856 г. упразднил институт кантонистов. Ликвидировались специальные военные школы, где обучалось немало мальчиков-евреев – в основном из беднейших семей. Молодые солдаты из евреев возвращались к семьям в «черту оседлости», но те, кто выслужил полный срок, получали право (оно распространялось и на их потомков) селиться в любой точке Российской империи – там, где захотят сами. В 1860 г. Императорский указ был распространен и на демобилизованных гвардейцев, не выслуживших положенные 25 лет. Одновременно право проживания вне «черты оседлости» получали врачи и ремесленники, в 1879 г. – все, кто имел высшее образование, а также аптекари и средний медицинский персонал, в 1905 г. – участники русско-японской войны. За полвека до реформ Александра II, в 1810 г., в Пензу из Кременчуга переселился ювелир А. Вассер. Еще раньше на винокуренные заводы в Инсарском, Краснослободском, Городищенском и Нижне-Ломовском уездах была приглашена большая группа евреев из Белоруссии, Литвы и Украины. В составе расквартированной в губернии 16-й пехотной дивизии в 1859 г. несли службу 63 еврея, в 1897 г. – 104. В самой же Пензе, согласно полицейским книгам учета, в 1864 г. жили всего два еврея-отставника и портниха. В последующие годы сюда переселилось несколько еврейских семей. Среди тогдашних новоселов были уже не только ремесленники и купцы, но и выпускники университетов. Коренное население Пензы отнеслось к евреям дружески. Во второй половине 19 в. богатые русские люди, приглашая к себе виноделов, портных, шляпниц, сапожников, помогали им избавляться от пут «черты оседлости». В начале 90-х годов 19 в., когда численность еврейской общины в Пензе достигла 200 человек (около 20 семей), встал вопрос о строительстве синагоги. Денежных средств на строительство требовалось много, лепту, кто сколько может, внесли все. Самый значительный вклад сделал Ицхак Мордухович Франт, первый председатель и староста общины, отслуживший 25 лет солдатом и вместе с женой приехавший в Пензу. Он, едва поступило разрешение, отдал под строительство синагоги свою только что приобретенную усадьбу на Рождественской улице. Ицхак Франт руководил постройкой культового здания, занимался внутренним оформлением синагоги, оснащением ее предметами культа. В 1900 г. синагога была открыта. Двухэтажное кирпичное здание с толстыми (90 см) двойными стенами увенчивалось застекленным куполом. Площадь синагоги составила 150 квадратных метров, 50 квадратных метров добавляли к ней «хоры». Позже возросло число беженцев из «черты оседлости». Еврейская община Пензы всячески помогала им избежать высылки, закрепиться на новом месте, а затем и получить право на жительство. Возглавлял такую работу новый председатель общины Аарон Рапопорт, богатый купец, близкий к властям по своим торговым делам. К 1914 г. еврейское население Пензы превысило уже 100 семей (более 1000 человек). В начале Первой мировой войны в Пензу и другие населенные пункты губернии прибыло около 13 тысяч евреев – обитателей прифронтовой полосы, получивших приказ покинуть свои дома в течение 24 часов. Руководство Пензенской общины, образовав Комитет взаимопомощи, помогло голодным и оборванным изгнанникам, число которых многократно превышало все тогдашнее еврейское население Пензы, разместиться по жилищам и получить необходимую медицинскую помощь. Были открыты пять новых молитвенных домов, три светские и одна религиозная школы. Февральская революция вселила в российских евреев большие надежды. Временное правительство, приняв Декларацию о равенстве гражданских прав, отменило «черту оседлости» и предоставило каждому народу право на автономию. В июне 1917 г. в Пензе возникло автономное еврейское собрание, которое намеревалось устраивать национальные дела без вмешательства властей, по своему усмотрению. Но большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., немедленно распустили все автономные собрания. Октябрьская социалистическая революция внесла раскол в еврейскую общину – среди евреев нашлись как ее восторженные сторонники, так и яростные противники. Состоятельные евреи потеряли свои фабрики, заводы, торговые дома, склады, магазины и были выброшены на улицу. Новая экономическая политика, проводимая с 1921 г., вернула еврейскую жизнь Пензы в обычную колею. Община отремонтировала кладбище и синагогу, где появился новый, образованный раввин Цви Бар Файнберг. В октябре 1931 г. синагога, наряду с шестью православными церквями, была закрыта. В ней попытались устроить детский сад, потом – районную библиотеку, затем здание передали Клубу швейников. Позднее в нем размещались артель «Двигатель», Пензоблгазстрой и другие организации. Здание в тот период было перестроено до неузнаваемости: ликвидировали купол, достроили третий этаж… Еврейская жизнь в Пензе почти полностью застыла. Молитвенные собрания проводились на квартирах верующих, которые не раз настойчиво просили вернуть им синагогу, но непременно получали отказ. 9 августа 1945 г., правда, общине передали полуразрушенную после пожара сторожку, расположенную возле синагоги. До 1956 г. и за это помещение горкомхоз взыскивал арендную плату. В течение сорока с лишним лет община не имела раввина, молитвы читал староста, Тору – те из прихожан, кто хорошо знал Пятикнижие. Только 16 июня 1993 г. постановлением главы администрации Пензы здание синагоги было возвращено общине. Официальное открытие состоялось 18 декабря 1995 г. – после капитального ремонта.
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
19 августа 2013 г.
24 октября 2012 г.
10 февраля 2012 г.
Предыдущие новостиСледующие новости
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.