Недельная глава Торы:
Понедельник 10 Декабрь 2018 г. 2 Тевет 5779 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Костромская еврейская Община"

Административно-территориальная принадлежность:

город Кострома,
Костромская область,
Центральный федеральный округ

Главный раввин Центрального Федерального округа, главный раввин г. Костромы и Костромской области
раввин Руппо Нисон
Председатель общины:
Штыков Алексей Ярославович
Программы, действующие в общине:
• Синагога • Миква • Библиотека • Музей общины • Колель Тора – программа по изучению Торы для взрослых • Уроки Торы для молодежи по программе «STARS» • Дошкольная программа • Встреча шабата по пятницам • Субботняя молитва, трапеза • Воскресный детский клуб • Продленка для школьников • Лекторий • Мужской клуб • Организация свадеб, бар-мицв, бат-мицв, обрезаний, выкупа первенцев, похорон • Летний детский клуб «Ган Исроэл» • Поздравления членов общины с личными праздниками (дни рождения, знаменательные даты) • Обеспечение религиозной литературой и атрибутикой, установка мезуз • Оказание помощи региональным еврейским общинам • Группы и информирование в социальных сетях • Участие в общественных советах, межнациональных мероприятиях, фестивалях, и. т.п.
Контактная информация:

Адрес: Сенной пер., д.16 а
Телефон: +7 (4942) 31-77-70
E-mail: kostroma@feor.ru
Web: Сайт: http://www.jkostroma.com http://www.feor.ru/communities/kostroma https://fjc.ru/centers/russia/kostroma Костромская еврейская община в социальных сетях: http://www.facebook.com/jkostroma http://vk.com/jkostroma http://ok.ru/jkostroma


Историческая справка
Кострома – один из старейших русских городов, административный, культурный и промышленный центр Костромской области. Расположен в 330 км. к северо-востоку от Москвы на Костромской низменности, по обоим берегам реки Волги и старому устью реки Костромы. Численность постоянного населения на 01.01.2016 г. - 276 691 чел. Датой основания города на левом берегу реки Волги, близ впадения в нее рек Костромы и Сулы считается 1152 год, когда был заложен детинец – городская крепость, однако торгово-ремесленное поселение Кострома сложилось намного раньше.
21 ноября 1902 года «уполномоченный от всех евреев города Костромы», купец Л.И. Домбек обратился к губернским властям с прошением об открытии синагоги и еврейской школы, такое же прошение было направлено и в адрес столичных властей. Довольно быстро было получено соответствующее разрешение. Земельный участок под строительство здания выделил общинный раввин Цви-Гирш Шнейдерман, он же разработал и сам проект будущей синагоги. Деньги на синагогу собирали всей общиной. Купцы, врачи, хозяева аптек и фотографических мастерских, ремесленники — список людей, внесших свой вклад в строительство костромской синагоги, по словам очевидцев, занимал несколько листов… В 1907 году синагога была построена. Уютное деревянное здание стало вторым домом для евреев Костромы. Установление Советской власти обозначило новую эпоху истории Костромской общины. Мощному натиску подверглись и духовная жизнь общины — через активное насаждение властями атеизма как господствующей идеологии, и привычный для костромских евреев социально-экономический уклад жизни — в глазах новой власти еврейские торговцы и ремесленники были то мелкобуржуазным элементом, подлежащим ликвидации, то нэпмачами… Многие костромские евреи-предприниматели были вынуждены расстаться со своим делом, а некоторые попали в разряд лишенцев, став бесправными перед лицом советской диктатуры. На страницах местной прессы стали появляться публикации, инспирированные властями, от лица «рабочих-евреев» с требованием ликвидировать синагогу как место сбора нэпманов, «которые приходят потолковать о своих делишках», а здание отдать под рабочее общежитие либо под «культурный очаг». Однако в 1927 году традиционная еврейская жизнь в Костроме получила новый импульс: Кострома стала местом ссылки, освобождения и спасения от преследований Советской власти духовного лидера еврейского народа, шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхока, который активно противодействовал попыткам большевиков заставить евреев забыть о своих корнях. Стараниями его хасидов работали подпольные миквы, хедеры и ешивы — ведь речь шла о том, чтобы сохранить Тору для будущих поколений. В 1927 году Ребе был арестован ОГПУ, стал узником ленинградской Шпалерной тюрьме где его вначале приговорили к расстрелу, а затем заменили эту меру на 10 лет заключения в Соловецком лагере. И вдруг — чудо: этот тяжелый приговор был заменен ссылкой в тихий провинциальный город — Кострому. В Костроме Ребе остановился в доме резника местной общины, Йерахмиэля Кугеля. К его приезду была отремонтирована миква в синагоге, и многие евреи города, несмотря на угрозу преследований, приходили, чтобы принять участие в молитве вместе с праведником поколения. Находясь на положении ссыльного, Ребе должен был время от времени отмечаться в костромском ОГПУ. 12 тамуза 5687 года (12 июля 1927 года), в свой день рождения, Ребе должен был явиться для этого в здание ОГПУ на площади Революции. Однако его отказались пропустить внутрь, сославшись на то, что сегодня выходной. Это могло быть как правдой, так и широко распространенной тогда чекистской уловкой: нередко человека, пришедшего отметиться, не принимали под предлогом выходного, а потом предъявляли ему обвинение в том, что он вовремя не отметился, и заменяли ссылку реальным сроком. Поэтому Ребе и его спутник, хасид Элияу-Хаим Алтойз, начали настаивать на том, чтобы их впустили. Услышав шум на улице, на балкон здания вышел чекист, который объявил, что Ребе больше не нужно отмечаться в ОГПУ, так как только что из Москвы пришла телеграмма о том, что его должны освободить. Так Ребе стал свободным человеком, а день 12 тамуза — одним из великих праздников любавичских хасидов, днем Освобождения. Благодаря этому событию, Кострома известна любавичским хасидам всего мира как место спасения праведника В конце 1920-х гг. власти усилили натиск на костромскую синагогу, и в результате в январе 1930 года синагога была закрыта, а здание — конфисковано. Тем не менее, общинная жизнь еще продолжалась. До шестидесятых годов, по свидетельствам старожилов, костромские евреи собирались на молитву. Постепенно общинная жизнь угасла. Эпоха перестройки обозначила начало возрождения еврейской жизни в России. Эти веяния затронули и Кострому. Евреи начали собираться по квартирам, обсуждать вопросы репатриации и возрождения местной еврейской общины. Важный вклад в возрождении еврейской общины Костромы внесли посланники Любавичского Ребе, прибывавшие в город с начала 1990-х гг. 16 мая 1994 года состоялось учредительное собрание Костромской еврейской религиозной общины. И хотя огонек еврейской жизни в Костроме затеплился раньше, эта дата вошла в нашу историю как второй день рождения костромской еврейской общины. Тогда же, в 1994 году, евреи Костромы приступили к возвращению синагоги. Здание костромской синагоги — уникальный памятник истории и культуры. Возвращение синагоги еврейской общине города не было одноактным событием — этот процесс растянулся на несколько лет. В 1994 году общине удалось получить в пользование одно из помещений второго этажа (в настоящее время там находится офис религиозной общины). Трудно поверить, но тогда, осенью 1994 года, в этом маленьком помещении на первый общинный праздник в стенах синагоги собралось более ста человек! В течение следующего года в пользование еврейской общины перешли остальные комнаты второго этажа, а в 1998 году все здание синагоги стало собственностью общины, включая земельный участок, на котором оно расположено. Стоит отметить, что стремление костромских евреев вернуть синагогу встретило понимание и содействие городских и областных властей. Сразу же начались работы по реставрации здания — мы стремились сделать нашу синагогу такой, какой она была изначально, до закрытия. Очень большую помощь в деле восстановления исторического облика и ремонта Костромской синагоги оказали Джойнт и Федерация еврейских общин России, а также местные предприниматели. Первым духовным наставником возрождающейся общины стал рав Мойше Тамарин, приезжавший из Москвы дважды в месяц на шабаты, а также на праздники. А в 2002 году раввином костромской общины стал р. Нисон Руппо, который исполняет эту обязанность и поныне. Сегодня в Костромской еврейской общине действует множество разнообразных программ, направленных на то, чтобы обеспечить евреям-костромичам и гостям города возможность соблюдать законы Торы. Кроме того, костромская еврейская община ведет широкую общественную деятельность, направленную на укрепление межнационального сотрудничества в регионе. За эти годы нам многого удалось достичь, но предстоит сделать еще больше, и мы можем с уверенностью сказать: на достигнутом мы останавливаться не собираемся!
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
30 мая 2016 г.
21 марта 2016 г.
04 марта 2016 г.
16 февраля 2016 г.
16 декабря 2015 г.
24 августа 2015 г.
16 июля 2015 г.
14 мая 2015 г.
Еще новости
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.