Недельная глава Торы:
Среда 22 Ноябрь 2017 г. 4 Кислев 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Биробиджанская еврейская религиозная община "Фрейд"

Административно-территориальная принадлежность:

город Биробиджан,
Еврейская автономная область,
Дальневосточный федеральный округ

раввин Рисс Элиягу
Председатель общины:
Ледер Рахмиль Исаакович
Программы, действующие в общине:
При общине функционируют: библиотека, воскресная школа, детский сад, женский и молодежный клубы, клуб бывших малолетних узников гетто. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает выдачу продуктовых наборов, распределение мацы перед праздником Песах. Работает благотворительная столовая, патронажная служба, клуб для пожилых людей "Теплый дом".
Контактная информация:

Адрес: ул. Шолом-Алейхема, д.14а
Телефон: (42622) 4-15-31
E-mail: birobidzhan@feor.ru


Историческая справка
Еврейская автономная область расположена в южной части российского Дальнего Востока. Площадь области – 36.3 тыс. кв. км. На западе область граничит с Амурской областью, на востоке – с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке Амур совпадает с государственной границей России и Китая.


Богатые природные ресурсы позволяют развивать в области многоотраслевую экономику. ЕАО является крупным поставщиком продукции ряда сырьевых отраслей, спросом пользуются строительные и отделочные материалы, продукция деревообрабатывающей, легкой и машиностроительной промышленности.


В настоящее время в области проживает около 170 тыс. человек. Еврейское население составляет менее 4%.


Начало истории заселения территории области связана с освоением земель Амура. Первыми поселенцами во второй половине 19 века были забайкальские казаки, которые основали вдоль Амура станицы.


Еврейская история автономии начинается в 1928 году, когда по инициативе комитета и общества по земельному устройству евреев – КОМЗЕТ и ОЗЕТ, правительство СССР приняло постановление о заселении данной территории евреями. В 1930 году здесь был образован Биро-Биджанский район, а в мае 1934 года он был преобразован в Еврейскую автономную область (ЕАО) – первое национально-территориальное образование еврейского населения.


Появление ЕАО на Дальнем Востоке, тем более массовое переселение еврейского населения, изменило ситуацию в регионе, как в экономическом, так и геополитическом плане. Это не было созданием еврейской общины, как, например, на территории Сибири. Это было осознанное решение Советского правительства, целью которого было создание еврейской национально-территориальной административной


28 марта 1928 года Советское правительство издало постановление о заселении Биро-Биджанского района Дальневосточного края евреями. Проблема решения "еврейского вопроса" в то время стояла остро, шли многочисленные дискуссии о размещении еврейского населения после отмены "черты оседлости" и превращении евреев из "деклассированного класса" в часть "трудового народа Страны Советов". В истории области можно выделить несколько этапов: 1928-1934 — от начала заселения до образования национальной автономии; 1934-1937 — активное развитие "еврейской пролетарской культуры"; 1938-1945 — свертывание национальных проектов в различных сферах, период политических репрессий; 1946-1953 — попытка возрождения неосуществленных планов и окончательный провал их осуществления.


30-е годы - время массового заселения, организации колхозов, начало большого строительства. Приезжали евреи не только из Украины, Белоруссии, проводилась большая агитационная компания и среди еврейского населения Запада. На это время приходится и основной период деятельности американских благотворительных организаций, таких как "ИКОР", "Агро-Джойнт".


Основной поток переселения из-за границы происходил в 1931-1932 гг. Наибольший процент переселившихся в эти годы был из Литвы (467 чел.), Аргентины (156 чел.) и Америки (104 чел). Также прибыли евреи из Германии, Франции, Румынии, Бельгии, Палестины, Польши, Латвии. Переселенцы были полны энтузиазма и желания участвовать в строительстве "социалистического Биробиджана". Всего в 1931-1932 гг. в Биробиджан приехало 1130 переселенцев из-за границы. Это составило 11% к общему количеству переселенцев, прибывших в Биро-Биджанский район из СССР.


В те годы активно велась пропаганда и "мифологизация" "Биро-биджанского проекта" в зарубежной и советской прессе. Журналисты создали некий идеалогизированный образ Биро-Биджана, сопровождающий его и до сих пор. О Биро-Биджане писали и как о еврейском государстве в диаспоре, противопоставляя его Палестине-Израилю, как о "двери эмиграции", открывавшей евреям путь в "страну больших возможностей" — Россию.


С 1928 начинается и внедрение еврейской (идиш) культуры в культурное пространство области. В 1930 году начинает выходить газете "Биробиджанер Штерн" на идише, которая объединила вокруг себя еврейскую интеллигенцию. С 1936 года – литературно-публицистический альманах "Форпост".


В это же время появляются первые институты образования, еврейские курсы, техникум механизации, то есть формируется система еврейского образования. В 1937 году в области функционировали 12 еврейских школ.


Большую помощь в создании инфраструктуры автономии оказали и зарубежные еврейские организации, например, "Арго-Джойнт", "Икор". Несмотря на настороженное отношение к проекту, "Агро-Джойнт", во главе с директором Йосифом Розеном заключил соглашение с КОМЗЕТом на поставку техники в область, которая осуществлялась через порт г. Владивостока.


Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) образован в мае 1934 года. Над его репертуаром работали С. Михоэлс, Ю. Лойтер, В. Зускин, М. Рубинштейн. Руководил театром вахтанговец Марк Рубинштейн. Первым спектаклем театра стала пьеса по роману Шолом-Алейхема "Тевье – молочник".


В связи с двойным контекстом понимания истории ЕАО, одним из интересных вопросов становится языковая политика, точнее развитие еврейского языка идиш. В первые годы строительство области развивалась сеть школ и техникумов, где обучение велось на языке идиш. Иврит, как язык религии, был запрещен.


Развитие языка идиш, как и любого другого языка, связано, прежде всего, с определением, установлением и признанием его статуса. Статус идиша в истории еврейского народа менялся несколько раз: от "жаргона" к языку национальному, а затем к языку государственного управления, языку официальной власти, как это было предпринято в Еврейской автономной области.


В 40-х годах проживало в области 30 000 евреев, что составляло пятую часть всего населения. Первое коммунистическое руководство области состояло из евреев – переселенцев, большинство евреев было и в местном отделении коммунистической партии. Идиш наравне с русским был признан официальным языком. Все вывески на почте, государственных учреждениях, на въезде в Биробиджан были и сохранились до сих пор.


Интересно заметить, что в ноябре 1946 года в Биробиджане была зарегистрирована община, "культ которой – иудеи". В 1947 году работала синагога. Из справки о религиозной ситуации в ЕАО (октябрь, 1950) следует, что постоянно посещает синагогу 57 человек – 39 мужчин и 18 женщин, а на праздники (Йом Кипур, Суккот, Пасху) до 400 человек. Кроме этого в городе собирались группы верующих евреев где-либо на квартире для молитвы или религиозного обряда. В 1953 году здание синагоги было закрыто. Позже оно было сожжено.


В 1991 году по решению Верховного Совета РСФСР о придании самостоятельности автономным областям ЕАО стала автономным субъектом федерации. Правительство ЕАО стало активно участвовать в развитии еврейской жизни и возрождении еврейского наследия. С его помощью проводятся фестивали еврейской культуры, праздник спорта "Шолом", многочисленные концерты с участием местных певческих и танцевальных коллективов, выставки художников на еврейские темы. Стало доброй традицией отмечать еврейские праздники.


В настоящее время большое внимание уделяется реализации национально-культурного, в том числе еврейского, компонента в образовательных, культурных, исследовательских программах государственных учреждений области.


Сегодня в городе действуют следующие еврейские организации: еврейская религиозная община "Фрейд" (ФЕОР), община "Бейт Тшува" (КЕРООР), представительство СОХНУТа, ФЕНКА.


Еврейская религиозная община "Фрейд" организована в июле 1997 года. За годы своего существования она превратилась в центр еврейской жизни Еврейской Автономной области. Она объединяет людей разного возраста и профессий. В базе данных общины более 800 человек.


При общине работает воскресная еврейская школа, детский сад, реализуются образовательные программы по еврейскому образованию для взрослых и молодежи. Община располагает большой библиотекой на еврейских языках (идиш и иврит), еврейской истории, культуре, широк выбор религиозной литературы. Община оказывает помощь в разработке методической литературы и учебных программ и учебных программ в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Газета "Община" расскажет о последних новостях еврейской жизни города и общины.
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
19 декабря 2011 г.
16 декабря 2011 г.
12 декабря 2011 г.
02 декабря 2011 г.
21 ноября 2011 г.
15 ноября 2011 г.
19 октября 2011 г.
18 октября 2011 г.
17 октября 2011 г.
Предыдущие новостиСледующие новости
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.