Недельная глава Торы:
Воскресенье 24 Июнь 2018 г. 11 Тамуз 5778 г.
 
Агентство Еврейских Новостей

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма "Феодосийская религиозная еврейская община "Ор Самеах"

Административно-территориальная принадлежность:

город Феодосия,
Республика Крым,
Крымский федеральный округ

раввин Волфф Биньямин
Председатель общины:
Криулько Елена Соломоновна
Программы, действующие в общине:
При общине функционируют библиотека, семейный клуб, музей. Регулярно проводятся еврейские праздники, шаббаты, различные мероприятия, посвященные памятным датам, еврейский видеозал, межнациональные проекты. Представители общины участвуют в региональных семинарах. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает: распределение календарей, Ханукальных, Пуримских наборов, мацы перед праздником Песах.
Контактная информация:

Адрес: ул. Федько, д. 26
Телефон : +7 (36562) 304-65
E-mail: feodosiya@feor.ru


Историческая справка
На Южном берегу Крыма с середины 6 в. до н. э. существовала греческая колония Феодосия-Кафа, с 380-х гг. до н. э. входившая в состав Боспорского царства. В 4 в. н. э. Феодосия была разрушена гуннами. Однако археологические раскопки, проведенные в нынешней Феодосии, не обнаружили следов поселения до середины 13 в. В связи с этим часть ученых предполагает, что отождествление генуэзской колонии Кафа, основанной примерно в 1266 г., с античной колонией Феодосия ошибочно. В 13–15 вв. Кафа стала крупнейшим центром международной торговли в Северном Причерноморье, основным портом для товаров, вывозимых из Крымского ханства, обеспечивая тем самым связь европейских рынков с Востоком. С конца 13 в. в Кафе начинают селиться евреи из Византии, Италии и Персии, а также остатки иудейских общин Боспора, которые сформировались в хазарский период. В 1309 г. в Кафе строится большая синагога (датировка ее постройки в 909 г., по всей видимости, ошибочна), в генизе (хранилище книг и рукописей) которой А.Фирковичем были обнаружены многочисленные еврейские рукописи. На деревянной доске ковчега синагоги находилась надпись от 1404 г. о пожертвовании, сделанном азовскими караимами, а на ее стене была прибита мраморная доска, датированная 1460 г., с надписью на иврите: «Со знанием построй дом и с разумом подготовь; пошли Спасителя собирать изгнанников Израиля». В 14–15 вв. Кафа, наряду с Солхатом (ныне Старый Крым), была основным центром распространения еврейской диаспоры в Крыму. Важнейшим источником для изучения крымских общин раббанитов (крымчаков) и караимов этого периода являются приписки на еврейских рукописях, оставляемые обычно их переписчиками и владельцами. Некоторые из них с упоминанием Кафы, содержащиеся в собрании Фирковича, датированы 8–10 вв., однако датировки на них, вероятно, подделаны, так как Кафа была основана, по археологическим данным, в 13 в. Самая ранняя из аутентичных приписок с упоминанием Кафы – посвящение в 1277 г. общине рукописи Торы тремя братьями, сыновьями Ицхака, – Аврахамом, Мордехаем и Иосефом. В 1359 г. Шломо бен Я‘аков переписал в Кафе комментарий Авраама Ибн Эзры на Тору. Значительное количество рукописей Танаха и текстов караимских сочинений из Византии были переписаны караимом Хизкией бен Элия, жившим в Кафе и Солхате в 1360–80-х гг. На рукописи караимского сочинения «Ган Эден» («Райский сад») Аарона бен Элиягу, переписанного в Кафе в 1424 г. Адонией Кирици бен Элия, сохранилась записка-соглашение членов караимской общины Кафы о запрете выноса этой рукописи из караимской кенассы (синагоги). Соглашение скреплено несколькими подписями, в том числе некоего Эмина, управляющего местным монетным двором. В коллекции Фирковича сохранилось также послание караима из Кафы к единоверцам из общины Киева от 1481 г., свидетельствующее о распространении сочинений византийских караимов в Восточной Европе. Известны также писцы-раббаниты из Кафы: Моше, переписавший в 1483 г. комментарий Раши на Мишлей Шломо (Книга Притчей) и сочинение «Седер Олам», а также Элия бен Я‘аков Манто, переписавший в 1488 г. сочинения А. Ибн Эзры. Ряд сведений о жизни еврейской общины Кафы 14–15 вв. можно почерпнуть из различных источников. Под 1346 г. русская летопись упоминает местных «жидов» в числе пострадавших от эпидемии чумы. Немецкий путешественник И.Шпильтбергер, предпринимавший путешествия по Крыму с 1394 г. по 1427 г., отмечал: «В Кафе есть два рода евреев [караимы и раббаниты], которые имеют две синагоги в городе и четыре тысячи домов в предместье». Устав генуэзских колоний на Черном море от 1449 г. свидетельствует о покровительстве генуэзских властей евреям Кафы: «В случае, если епископ не подчиняется постановлениям консула, то консул и совет старейшин обязаны позаботиться о том, чтобы евреи были безопасны от великого грабительства, посягательства на имение, когда кто умрет без завещания, а также и других притеснений упомянутого епископа». Сохранилась петиция евреев Кафы от 28 июня 1455 г., адресованная правлению банка Святого Георгия в Генуе, получившему в 1453 г. право контроля над черноморскими владениями Генуи. В ней евреи просили оставить комендантом Кафы Бонавентуру, который умел навести порядок в городе и защитить его население. Среди подписей под петицией наряду с традиционными еврейскими именами встречаются такие, как Анурпотан, Адолкарем, Кая, Сагеди, Кокос, Мелица, Янибай, большинство из которых относится к именнику турецких и итальянских евреев. Расцвет еврейской общины продолжался и после перехода города под власть Турции в 1475 г. В это время община Кафы была единственной значительной еврейской общиной Крыма. В 1470–80-х гг. великий московский князь Иван III вел активную переписку с богатым и влиятельным евреем Кафы – Хозей Кокосом. Хозя Кокос выступал посредником при заключении союза между Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, при освобождении русских пленников, а также при сватовстве сына Ивана III к дочери православного князя Мангупа. После перехода Кафы под власть Османской империи начинается массовый приток евреев из Стамбула, усиливший в кафской общине влияние литургии романиотов (евреев, живших в центральных районах Византии – в Малой Азии и на Балканах, частично в Крыму). В это же время до Крыма доходит волна изгнанников из Испании и Португалии, а после изгнания евреев из Литвы в 1495 г. в Кафу попадают ашкеназы. Противоречия в галахической и ритуальной практике различных еврейских этнолингвистических групп Кафы привели к столкновениям в общине. Однако главному раввину Кафы Моше бен Яакову из Киева (Моше ха-Гола) удалось примирить противоречия и составить взаимоприемлемые правила общинного устройства. В 1510–15 гг. он выработал новый, универсальный порядок богослужения, который был кодифицирован в знаменитом молитвеннике «Махзор минхаг Кафа». В основу этого молитвенника был положен ритуал романиотов и были включены элементы литургии выходцев из Персии и Восточной Европы, а также оригинальные молитвы, сочиненные в Крыму. Согласно сообщениям польского посла в Крыму М. Броневского («Описания Татарии», Кельн, 1595), доминиканского монаха Жана де Люка (1625) и префекта Кафы доминиканца Д’Асколи (1634), евреи Кафы в 16–17 вв. были подданными крымского хана, платили ему налоги наравне с остальным населением, возделывали прекрасные сады и виноградники, занимались работорговлей и осуществляли посредничество при выкупе пленных. В 16 в. в Кафе проживали 92 еврейские семьи и один бобыль (включая караимов). Известно послание раббанитов-галахистов Кафы стамбульскому раввину Элияху ха-Леви (середина 16 в.). В нем содержались семь вопросов, связанных со взаимоотношениями евреев-раббанитов (крымчаков) с караимами и местным нееврейским населением. По мере уменьшения торговой роли Кафы большинство крымчаков в 16–17 вв. переселилось в Карасу-базар (ныне Белогорск), который стал новым экономическим центром Крымского ханства. Известны также несколько оригинальных сочинений караимов Кафы 17 в. Так, глава караимской общины Кафы Моше бен Элияху ха-Леви Ирушалми, посетивший в 1654–55 гг. Иерусалим с группой караимских и крымчакских паломников, оставил помимо описания своей поездки также ряд проповедей по разным религиозным и галахическим вопросам: о молитве, о правилах соблюдения траура, о выполнении заповедей Торы, облаготворительности и т. д. Яаков бен Мордехай, известный как переписчик множества еврейских рукописей, издал также стихотворный сборник «Пниней мелицот» («Жемчужины красноречия», 1674). Сохранилась проповедь, произнесенная по поводу дня 9-го Ава Элишей, посланцем из Земли Израиля (Эрец-Исраэль) от общины Иерусалима, выполнявшим эту миссию в Крыму в конце 17 в. Фиркович же бездоказательно относил деятельность посланцев Эрец-Исраэль Элиши, Эфраима и Хануки ко второй половине 10 в., считая их инициаторами обращения караимов Кафы в раббанитский иудаизм. В 18 в. крымчаки и караимы Кафы также совершали паломничества в Иерусалим. Одна из таких поездок описана в сочинении Иехуды бен Шмария, хаззана (должностное лицо, в настоящее время в синагогальной службе кантор общины) еврейской общины Кафы.
После присоединения к России в 1783 г. Крым был включен в район, где разрешалось селиться евреям (впоследствии названный чертой оседлости). Численность еврейского населения Феодосии (переименована в 1783 г.) быстро росла за счет переселения в Крым ашкеназских евреев, которые в 19 в. составили большинство среди евреев города. В Феодосии проживала также значительная община караимов. В 1897 г. еврейское население Феодосии (включая крымчаков) насчитывало 3109 человек. В начале 20 в. в Феодосии функционировали школа для мальчиков (талмуд-тора) с вечерними курсами, частные еврейские школы (три мужских и две женские), воскресная школа. В феврале 1905 г. в городе произошел еврейский погром (обошлось без человеческих жертв). Во время второго погрома, 19–21 октября 1905 г., было убито более 20 евреев. Еврейская самооборона пыталась оказать сопротивление погромщикам, которые подожгли здание городской управы, где укрылись евреи и представители русской интеллигенции и молодежи, принимавшие участие в праздничном митинге по поводу царского манифеста 17 октября. Только вмешательство войск и православного священника предотвратило уничтожение всех находившихся в здании управы. В 1912 г. в Феодосии проживало около 750 караимов. В годы гражданской войны еврейское население Феодосии увеличилось за счет многочисленных беженцев из Украины и Центральной России. Часть еврейского населения эмигрировала из Крыма в ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Врангеля. В 1920-е гг. органы советской власти закрыли многие еврейские учреждения, в первую очередь, синагоги и религиозные школы. Так, в 1923 г. в Феодосии была закрыта Старая синагога (старейшая на территории Советского Союза). В синагоге были конфискованы 27 свитков Торы, различные изделия из серебра и золота. В середине 1920-х гг. в Феодосии подпольно действовала группа социалистического сионистского движения Ха-Шомер ха-цаир. В 1926 г. в Феодосии проживало 3807 евреев (включая крымчаков). 2 ноября 1941 г. Феодосия была занята немецкими войсками. Части еврейского населения удалось эвакуироваться. 4 декабря 1941 г. были расстреляны несколько тысяч евреев Феодосии, а 15 декабря 1941 г. – все крымчаки. Немцы взорвали здание Старой синагоги. В 1948 г. в Крыму проживало около 170 крымчаков, из них в Феодосии — несколько десятков семей. Согласно переписям, в Феодосии проживало: в 1959 г. – примерно 800 евреев, в 1979 г. – около 700, в 1980 г. – около 800, в 1989 г. – около 600, а также по несколько десятков семей крымчаков.
В середине 1990-х гг. в Феодосии были открыты филиалы Крымского общества еврейской культуры и общества крымчаков «Крымчахлар». В октябре 1990 года (1995 года) была создана еврейская община «Ор Самеах», а в 2000 заработал благотворительный фонд «Хесед Яхад». В октябре 2000 года начал работу первый Благотворительный общинный еврейский центр «Хесед Атиква» в Феодосии и на периферии – 3 района Крыма. В сентябре 2007 года Хесед Атиква был закрыт, а на его базе начал работу Всеукраинский благотворительный фонд «Хесед Яхад»: головной офис в Феодосии, Евпаторийский отдел, Керченский отдел и периферия – 8 районов Крыма. В марте 2014 года украинский Хесед прошел перерегистрацию в РФ и начал работу, как Благотворительный еврейский фонд Республики Крым «Хесед Яхад»: головной офис в Феодосии, Евпаторийский филиал, Керченский филиал и периферия – 8 районов Крыма. 14 сентября 2003 года в Феодосии был открыт памятник жертвам Холокоста, установленный на месте массового расстрела нацистами еврейского населения в декабре 1941 года. Сегодня в городе функционирует еврейская религиозная община. Активно развивается еврейская жизнь, регулярно проводятся праздники, шабаты, Дни еврейской культуры. Поддерживаются контакты с другими общинами Республики Крым. Налажены прекрасные отношения с администрацией города.
АНОНСЫ
Консультационный центр Антинаркотической программы ФЕОР оказывает бесплатную информационную поддержку людям, столкнувшимся с проблемами употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем

Колель "Бейт Талмуд" при Главном раввинате России приглашает Вас изучить различные аспекты иудаизма.

Образовательный проект для еврейской молодежи "Stars" открыл две новые группы – для юношей и девушек, которых ожидает по-настоящему серьезное, глубокое изучение традиции.

Возобновила свою работу "Горячая линия по борьбе с антисемитизмом"
СОБЫТИЯ ОБЩИНЫ
http://www.nwf-film.com/
Федерация еврейских общин России © 2004-2008

Адрес: 127055 г. Москва, ул. Образцова д.19-а. Tелефоны: +7 (495) 730-2791 (-92, -93) | E-mail: info@feor.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на feor.ru обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на www.feor.ru обязательна.